Освобождение от исполнительского сбора кас или ГПК

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Освобождение от исполнительского сбора кас или ГПК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Взыскатель заинтересован в быстром получении денег со своего должника. Государство, наделяющее приставов полномочиями по принудительному удержанию, также стремится сократить сроки ведения дел, заставляя неплательщика рассчитаться по долгам.

Взыскание исполнительского сбора

Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.

Первым делом пристав уведомляет должника о вынесении постановления. Если сотрудник ФССП не делает этого, то его действия можно считать незаконными и обжаловать.

Далее пристав устанавливает факт того, что гражданин:

  • нарушил срок, вынесенный судом для добровольного закрытия задолженности;
  • осведомлен о постановлении;
  • не сообщил об уважительных причинах, ввиду которых не погасил задолженность в установленный срок.

Стоит отметить, что при неудачном вручении почтовыми служащими оповещения о наложении дополнительного сбора, с должника не снимается повинность его уплаты. Иными словами, даже простая неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.

Как уменьшить размер сбора

При отказе суда отменить сбор, за должником останется право просить об уменьшении его размера. Подать соответствующее заявление гражданин может как при вынесении постановления, так и после его уплаты.

Первым делом гражданину необходимо получить постановление о наложении сбора. Затем — собрать доказательства, которые станут основанием для ходатайства. Все доказательство должны быть представлены в письменной форме и подкреплены справками, свидетельствами и т.д.

Стоит отметить, что оспаривание наложения сбора проходит в том суде, который рассматривал дело о задолженности. То есть если пристав исполняет постановление арбитража, то и добиваться отмены решения следует в суде данной юрисдикции. Заявление подается либо в канцелярию суда, либо почтовым отправлением.

В отличии от предыдущей ситуации, суд может рассматривать заявление должника более 10 дней. Это связано с тем, что подобные ситуация не относятся к процедурам оспаривания постановления.

Доказательство оснований для уменьшения размера сбора — головная боль ходатайствующего. При положительном решении размер сбора уменьшится не более, чем на четверть от общей суммы. Поэтому лучше обратиться к специалистам, которые помогут защитить права гражданина и минимизировать убытки.

Исковое заявление об освобождении от уплаты исполнительского сбора

В суд подлежит подаче административное исковое заявление или заявление (далее – заявление) об освобождении от уплаты сбора, которое не оплачивается государственной пошлиной.

Заявление подается по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), для юридических лиц – по правилам АПК РФ. При этом если при подаче соответствующего заявления в суд общей юрисдикции лицо подаст исковое заявление в порядке гражданского производства, суд должен правильно определить вид судопроизводства, независимо от выбранной лицом формы обращения в суд.

В мотивировочной части заявления должник должен указать основания освобождения от уплаты сбора, а именно, что с его стороны были приняты все надлежащие меры для своевременного исполнения требований исполнительного документа. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими доказательствами.

Субъект предпринимательской деятельности может быть освобожден от сбора только при наличии обстоятельств непреодолимой силы.

Стоит отметить, если требования должником будут исполнены сразу после истечения срок для добровольного исполнения, это не является основанием для освобождения от уплаты сбора.

Когда не нужно платить исполнительский сбор

Долг не нужно выплачивать тогда, когда для этого нет оснований. То есть тогда, когда задолженность была оплачена должником в период для добровольного исполнения обязательств. Если исполнительский сбор все же был начислен, вероятно, произошла какая-то ошибка. Для того, чтобы приставы разобрались и отменили дополнительное взыскание, необходимо сообщить об этом, подав заявления в отдел ФССП. Сделать это можно посредством портала ГосУслуги.

Помимо этого сбор не налагается также на гражданина, который не имел возможности добровольного погашения обязательства перед приставами ввиду особых оснований. К таким основаниям относятся различные форс-мажоры. Такие, как стихийные бедствия, военные действия и так далее.

Кроме двух вышеуказанных оснований для освобождения от исполнительского сбора, законом предусмотрен ряд случаев, когда исполнительский сбор не начисляется.

Что такое исполнительский сбор по кредитному долгу? Как можно снизить его размер?

С момента возбуждения исполнительного производства и уведомления о нём должнику предоставляется 5 дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Если должник не оплатит долг в установленный срок, то судебный пристав выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (далее ИС).

В указанное время не входят нерабочие и праздничные дни.

Фактически это денежное взыскание, которое налагается на должника судебными приставами. Можно назвать это оплатой за взыскание. Размер ИС составляет 7% от суммы, подлежащей взысканию, но менее 1000 руб. для физических лиц.

Обращаю внимание, что в данной статье мы рассматриваем вопросы, связанные с исполнительским сбором по кредитным долгам и для физических лиц.

Взыскание исполнительского сбора

Постановление о наложении сбора пристав выносит в случае просрочки гражданином срока, который был отведен судом. Также постановление выносится после истечение периода добровольного погашения задолженности.

Первым делом пристав уведомляет должника о вынесении постановления. Если сотрудник ФССП не делает этого, то его действия можно считать незаконными и обжаловать.

Далее пристав устанавливает факт того, что гражданин:

  • нарушил срок, вынесенный судом для добровольного закрытия задолженности;
  • осведомлен о постановлении;
  • не сообщил об уважительных причинах, ввиду которых не погасил задолженность в установленный срок.

Стоит отметить, что при неудачном вручении почтовыми служащими оповещения о наложении дополнительного сбора, с должника не снимается повинность его уплаты. Иными словами, даже простая неосведомленность гражданина о том, что на его имя пришло письмо, считается отказом от уплаты сбора.

Процедура обжалования исполнительского сбора

Любой должник может обжаловать исполнительский сбор в суде. При этом, если гражданин обратится к СПИ с жалобой, снять санкции не получится. Нужно подавать ходатайство в суд.

Важно соблюсти два основных требования:

  1. Уложиться в срок, назначенный судом для апелляции. По закону это не более 10 суток. Если срок упущен, должник может восстановить период обжалования постановления, если докажет, что у него была уважительная причина по его пропуску.
  2. В ходатайстве написать факты, определяющие неправомерность взыскания, и подтвердить их документально.

Отмена ИС, назначенного приставом, возможна, если соблюдены следующие условия:

  • задолженность по исполнительному листу взыскали до того, как завершился срок, выделенный на добровольное погашение долга;
  • должник не получил уведомление об инициировании исполнительного производства. К примеру, письмо-уведомление отправили не на тот адрес;
  • исполнительский сбор начислили в том случае, когда это не предусмотрено законом;
  • неправильно рассчитан размер исполнительского сбора;
  • должник своевременно погасил долг перед кредитором;
  • были допущены другие варианты нарушений при начислении исполнительного сбора.

Возможно ли отменить исполнительский сбор

Исполнительский сбор считается дополнительной финансовой нагрузкой у должника, которую назначают при несвоевременном погашении долга, назначенном судом. Процесс вынесения Постановления о назначении исполнительского сборища приставом исполнителем прост. ФССП взыскивает сбор после того, как истек срок добровольного исполнения судебного приказа.

Отменить исполнительный сбор можно только в том случае, если будет отменен исполнительский документ или вынесено решение суда. В рамках ФЗ №229 у пристава нет полномочий изменять или отменять ранее принятое постановление суда. При этом Президиумом ВС подтверждено, что пристав-исполнитель имеет право исправлять собственные ошибки, допущенные в ходе ИП. Кроме того, приставы могут отменять или изменять необоснованное постановление.

Как это происходит на практике? Ответственное лицо будет настаивать на повторном рассмотрении ситуации в суде, так как в указаниях Президиума не прописан порядок действий, который нужно соблюсти, чтобы отменить исполнительский сбор. Фактически, чтобы должник освободился от уплаты взноса нужно обращаться и к приставам, и к суду.

Как обжаловать постановление о взыскании исполнительского сбора?

29. Согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При этом суды должны учитывать, что при подаче апелляционной, кассационной или надзорной жалоб (представлений) правом приостанавливать исполнение судебного акта наделены только суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. Правовым последствием приостановления исполнения судебного акта является приостановление исполнительного производства, возбуждённого на основании соответствующего исполнительного документа.

Вопрос о приостановлении исполнительного производства на основании пункта 1 части 2 статьи 39 Закона об исполнительном производстве может быть разрешён судом первой инстанции в случаях оспаривания исполнительного документа несудебного органа.

Исполнительное производство может быть приостановлено в случаях рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Вопрос о приостановлении исполнительного производства разрешается судом, рассматривающим такое заявление.

30. Если по истечении срока на подачу апелляционной жалобы судом первой инстанции выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения, а впоследствии по предусмотренным законом основаниям апелляционная жалоба на данное решение принята к производству, то суд апелляционной инстанции вправе приостановить исполнение такого судебного акта (для судов общей юрисдикции: по делам, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства, — на основании части 1 статьи 306 КАС РФ, по делам, рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства, — по аналогии закона применительно к части 1 статьи 306 КАС РФ; для арбитражных судов — на основании статьи 265.1 АПК РФ).

Порядок приостановления исполнительного производства, установленный статьёй 440 ГПК РФ, статьёй 359 КАС РФ и статьёй 327 АПК РФ, в данном случае не применяется.

В случае, когда решение суда первой инстанции, на основании которого выдан исполнительный лист, отменено или изменено полностью или в части судом апелляционной инстанции, то по смыслу пункта 4 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве возбуждённое по указанному исполнительному листу исполнительное производство подлежит прекращению судебным приставом-исполнителем в отменённой или изменённой части.

При оставлении судом апелляционной инстанции обжалованного судебного акта без изменения новый исполнительный лист не выдаётся; исполнение соответствующего судебного акта осуществляется на основании ранее выданного исполнительного листа.

31. Последствия приостановления исполнительного производства заключаются в недопущении применения мер принудительного исполнения, предусмотренных частью 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве, в период приостановления исполнительного производства до его возобновления (часть 6 статьи 45 Закона).

С учётом положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве в период приостановления исполнительного производства (приостановления исполнения судебного акта) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем могут быть осуществлены отдельные исполнительные действия, например, наложение ареста, установление запрета на распоряжение имуществом.

32. В случае, когда исполнительное производство не возбуждено, определение суда о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта не препятствует взыскателю обратиться с заявлением в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства. Судебный пристав-исполнитель не вправе отказать в возбуждении исполнительного производства лишь по тому основанию, что исполнение судебного акта, по которому выдан исполнительный лист, приостановлено. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель одновременно указывает на приостановление исполнения судебного акта соответствующим судом и приостановление исполнительного производства, поэтому срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном листе, устанавливается судебным приставом-исполнителем с момента возобновления исполнительного производства.

Читайте также:  Обращение с ТКО с 1 января 2023 года что это за графа в квитанции ЖКХ

33. В силу части 4 статьи 359 КАС РФ, части 4 статьи 327 АПК РФ и по смыслу части 3 статьи 440 ГПК РФ могут быть обжалованы определения суда как о приостановлении или прекращении исполнительного производства, так и об отказе в приостановлении или прекращении исполнительного производства.

40. Арест в качестве исполнительного действия может быть наложен судебным приставом-исполнителем в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях (пункт 7 части 1 статьи 64, часть 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве).

В качестве меры принудительного исполнения арест налагается при исполнении судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика, административного ответчика (далее — ответчика, в исполнительном производстве — должника), находящееся у него или у третьих лиц (часть 1, пункт 5 части 3 статьи 68 названного Закона).

Во исполнение судебного акта о наложении ареста на имущество ответчика судебный пристав-исполнитель производит арест и устанавливает только те ограничения и только в отношении того имущества, которые указаны судом.

Если суд принял обеспечительную меру в виде ареста имущества ответчика, установив только его общую стоимость, то конкретный состав имущества, подлежащего аресту, и виды ограничений в отношении его определяются судебным приставом-исполнителем по правилам статьи 80 Закона об исполнительном производстве.

В случаях, когда должник препятствует исполнению судебного акта о наложении ареста на имущество по судебному акту о наложении ареста на движимое имущество должника, в том числе посредством отказа принять арестованное имущество на хранение, судебный пристав-исполнитель вправе передать арестованное имущество на ответственное хранение членам семьи должника, взыскателю либо лицу, с которым территориальным органом ФССП России заключён договор хранения, с учётом требований, установленных статьёй 86 Закона об исполнительном производстве.

41. При наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, судебный пристав-исполнитель вправе в силу части 1 статьи 80 Закона об исполнительном производстве не применять правила очерёдности обращения взыскания на имущество должника, что само по себе не освобождает судебного пристава-исполнителя от обязанности в дальнейшем осуществить действия по выявлению иного имущества должника, на которое может быть обращено взыскание в предыдущую очередь.

При этом судебный пристав-исполнитель обязан руководствоваться частью 2 статьи 69 названного Закона, допускающей обращение взыскания на имущество в размере задолженности, то есть арест имущества должника по общему правилу должен быть соразмерен объёму требований взыскателя.

Например, арест несоразмерен в случае, когда стоимость арестованного имущества значительно превышает размер задолженности по исполнительному документу при наличии другого имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание. В то же время такой арест допустим, если должник не предоставил судебному приставу-исполнителю сведений о наличии другого имущества, на которое можно обратить взыскание, или при отсутствии у должника иного имущества, его неликвидности либо малой ликвидности.

Выявление, арест и начало процедуры реализации другого имущества должника сами по себе не могут служить основанием для снятия ранее наложенного ареста до полного исполнения требований исполнительного документа.

42. Перечень исполнительных действий, приведённый в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).

Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определённого имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).

Постановление о наложении запрета на распоряжение имуществом судебный пристав-исполнитель обязан направить в соответствующие регистрирующие органы.

После обнаружения фактического местонахождения имущества и возникновения возможности его осмотра и описи в целях обращения взыскания на него судебный пристав-исполнитель обязан совершить все необходимые действия по наложению ареста на указанное имущество должника по правилам, предусмотренным статьёй 80 Закона об исполнительном производстве.

43. Арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.

Например, арест в качестве обеспечительной меры принадлежащего полностью или в части должнику-гражданину жилого помещения, являющегося единственно пригодным для постоянного проживания самого должника и членов его семьи, равно как и установление запрета на распоряжение этим имуществом, включая запрет на вселение и регистрацию иных лиц, сами по себе не могут быть признаны незаконными, если указанные меры приняты судебным приставом-исполнителем в целях воспрепятствования должнику распорядиться данным имуществом в ущерб интересам взыскателя.

Наложение ареста либо установление соответствующего запрета не должно препятствовать гражданину-должнику и членам его семьи пользоваться таким имуществом.

Давайте разберемся с основным терминами и понятиями, с которыми вы столкнетесь в данной статье, итак:

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое накладывается приставами. Сбор является аналогом штрафа, который назначается только за несоблюдение должником срока добровольного исполнения решения суда.

Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, выполняемый судебными приставами. В ходе этого процесса пристав может накладывать арест на банковские счета и имущество, обращать взыскание за зарплату и иные доходы, объявлять должника в розыск, принимать иные меры воздействия. Производство начинается после получения приставом заявления и исполнительных документов, а прекращается после погашения долга или исполнения иных предписаний суда.

Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.

Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:

  • если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
  • если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
  • если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
  • если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.

Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.

Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:

  • преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
  • нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
  • назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
  • взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
  • неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
  • неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.

Освобождение от исполнительского сбора

Бывают ситуации, при которых для кредитных поручителей также устанавливается стандартный исполнительский сбор. В законодательстве о судопроизводстве указано, что при солидарном взыскании денег, включая поручителей, 7% суммы могут взыскать с любого задолжавшего лица. При этом поручители приравниваются к заемщикам.

Оспаривание подобных решений поручителями возможно в рамках установки суммы или же обращения в судебные инстанции с упомянутыми выше исками об избавлении, снижении, отсрочке или рассрочке выплаты.

Каждая ситуация, предполагающая запрет для судопроизводства о выставлении задолжавшему лицу исполнительского сбора, отражена в пятом пункте 112 статьи Федерального закона. Перечислим данные случаи:

  • Если имеет место поручения для приставов из прочих отделов.
  • Если исполнительный лист дополнительно предъявляется к выполнению, но раньше в рамках судопроизводства уже было решено применять сбор, и отмены постановления не было.
  • По судопроизводству на предмет взыскания 7-процентной суммы, а также расходов на любые исполнительные операции.
  • В рамках исполнительных листов для обеспечительных мер, включая арест имущества должника.
  • Если с территории Российской Федерации принудительно выдворяются граждане других стран или не имеющие гражданства лица.
  • При отбытии принудительных работ.
  • На основе запросов о поиске ребенка.

Также в законодательстве нашей страны прописаны ситуации, в рамках которых суд должен возвратить должнику выплаченную 7-процентную сумму:

  • При отмене судебного акта, основываясь на котором произошел старт судопроизводства.
  • При отказе от исполнительной документации.
  • Если произошла отмена судебного постановления о взыскании дополнительной денежной суммы.
  • При снижении судом размера суммы, когда инстанции возвращают задолжавшему лицу лишние деньги.

Чтобы вернуть 7-процентный сбор, должник обязан составить заявление именно в тот судебный отдел, который ответственен за взыскание дополнительной денежной суммы. Заявление должно содержать в себе реквизиты личного банковского счета, подходящего для денежных зачислений, или же точный адрес, чтобы использовать почтовый перевод денежных средств.

Постановление российского правительства гласит, что заявление о возврате дополнительной суммы должно содержать заверенную судебной инстанцией копию решения о снижении или полном избавлении от выплат. Также в этой роли может использоваться акт судопроизводства, отменяющий решение пристава об установлении 7-процентной суммы. Копия обязана содержать отметку с датой, когда решение обретает силу. Также подача заявления возможна посредством доверенности, а возврат денег производится за 1 месяц.

После того как судья вынес постановление о взыскании задолженности, финансовая организация старается как можно скорее возместить ущерб — получить денежные средства или имущество должника. Также в быстроте процесса заинтересовано и государство, ведь приставы обычно загружены большим количеством работы. Поэтому задержка выполнения решения суда предусматривает отдельный штраф. Именно эта неустойка означает у приставов исполнительский сбор.

Процедура строго регулируется на законодательном уровне: соответствующее положение можно найти в Федеральном законе от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Об этом стоит помнить должнику, размышляющему над вопросом, нужно ли платить исполнительский долг судебным приставам, или про него можно забыть со спокойной душой.

Читайте также:  Оформление квартиры в собственность после погашения ипотеки с материнским капиталом

Чтобы исключить альтернативные толкования, вся процедура начисления и взыскания исполнительского сбора судебных приставов весьма четко отрегулирована Федеральным Законом.

Сама процедура выглядит следующим образом:

  1. Суд выносит решение, обязывающее должника оплатить имеющуюся задолженность в течение определенного периода.
  2. Если гражданин не выполняет предписание, дело поступает к приставам.
  3. ФССП выносит решение о взыскании имеющейся задолженности.
  4. Гражданин получает уведомление из рук судебного пристава или по почте.
  5. Если в течение пяти суток с момента получения уведомления оплата не поступила, должника обязывают уплатить исполнительский сбор.

Сумма исполнительского сбора судебных приставов считается, исходя из общего размера задолженности и составляет 7%. Также при расчете учитывается, кем является должник — физическим или юридическим лицом. Так, для первых минимальный размер исполнительского сбора составляет 1000 рублей, для вторых — 10 000 рублей.

Срок оплаты исполнительского сбора судебным приставам составляет пять дней с момента вынесения судебного решения. В реальности же у должника есть больший период для внесения денежных средств — не с даты постановления, а даты получения соответствующего распоряжения. Обычно решение доставляется почтой России, а гражданин должен расписаться в получении извещения. Следовательно, платится исполнительский сбор у судебных приставов с момента попадания извещения в руки должника.

Сколько раз взыскивается исполнительский сбор у судебных приставов? По каждому исполнительному листу один раз, но если денежных средств не хватает на оплату долга, сумма дробится на равные части.

Ситуации, когда исполнительский сбор ФССП не подлежит взысканию, подробно описаны в статье 112 Федерального Закона. Так, документ гласит:

  • Судебное делопроизводство было инициировано ФССП и представляет собой дополнительное заседание. Например, это может быть дело, решение по которому было принято после подачи заявления сотрудником службы. В этом случае взыскание исполнительского сбора говорит о наложении двойного штрафа за одно и то же деяние, что запрещено действующим законодательством РФ.
  • Распоряжение подается повторно после судебного заседания, на котором была попытка отменить постановление о взыскании. Даже если она была неудачной, сотрудник ФССП не имеет право наложить дополнительное взыскание в виде оплаты исполнительского сбора.
  • Решение, по которому ведется производство, направлено на оплату задолженности, инициированное одним и тем же приставом в ходе осуществления мероприятий по взысканию долга по другому исполнительскому делу.

В 2021 году решений, которые бы изменили размер исполнительского сбора судебных приставов, не принималось. Поэтому используются стандартные методы расчета, действующие ранее.

Если в ходе судебного заседания не было вынесено дополнительных решений, должник будет обязан выплатить сумму, равную 7% от общего размера долга. Минимальная сумма составляет: 1000₽ для физического лица, 10 000₽ для юридического. Если долг в валюте, то он высчитывается исходя из текущего курса ЦБ России на дату, когда было вынесено постановление о взыскании сбора. При задолженности по алиментам, величина рассчитывается по каждой сумме отдельно.

Если в роли должника выступает юридическое лицо, по исполнительскому сбору судебных приставов делаются проводки в бухучете. Сумма взыскания выглядит так: Дебет 76 Кредит 51 — долг оплачен; Дебет 91 Кредит 76 — долг отнесен к прочим расходам.

Оплатить исполнительский сбор судебных приставов можно любым удобным способом:

  • Отделение банка или другой финансовой структуры. Чтобы внести требуемую сумму, нужно предоставить реквизиты для уплаты исполнительского сбора судебным приставам, правильно указать цель платежа. Отделение почты России. Сотрудники почты также осуществляют прием платежей от физических и юридических лиц. Для перевода необходимо предоставить реквизиты, полученные от сотрудника ФССП, а оформление необходимых бумаг возьмет на себя работник отделения.
  • Платежные терминалы. Большая часть терминалов самообслуживания имеет необходимый функционал, позволяющий переводить денежные средства на расчетный счет организации. Нужно найти устройство с нужным меню, внести реквизиты платежа, сумму, указанную в исполнительном листе. В 2021 году КБК исполнительского сбора судебных приставов следующее: 32211501010010000140. Именно эту комбинацию нужно вводить при заполнении реквизитов. Важно помнить, что терминал взимает комиссию и не выдает сдачу. После завершения манипуляций необходимо обязательно взять чек об оплате.
  • Мобильное приложение или сайт банка. Если банковская карта не арестована, с нее можно произвести оплату. Для этого нужно зайти в личный кабинет на сайте или в мобильное приложение на смартфоне. Найти «Переводы и платежи», выбрать подходящий вариант, заполнить реквизиты, указать сумму, подтвердить операцию, введя код из SMS. Доказательством платежа послужит электронный чек. Также можно заказать выписку о совершенной операции, которая поступит на электронную почту, привязанную к профилю.

Первое, на что гражданин должен обращать внимание — сроки. Должник может оспорить исполнительский сбор у судебных приставов в течение десяти дней с даты, когда было принято решение. Лишь после истечение этого периода постановление вступает в законную силу.

Отменить исполнительский сбор судебных приставов можно только через суд. Обращаться к сотрудникам ФССП, которые вынесли решение, не только бесполезно, но и незаконно.

Чтобы уменьшить исполнительский сбор судебных приставов, должнику нужно правильно заполнить заявление и обратиться с ним в суд. Этот факт станет основанием для приостановления производства до момента, пока суд не примет решение.

При рассмотрении обращения, судья будет принимать во внимание следующие факторы:

  • Имущественное положение гражданина.
  • Степень вины при задержке внесения требуемой суммы денег.
  • Возможность оплаты долга в дату подачи обращения о взыскании.

Изучив все детали дела, судья может принять решение о снижении исполнительского сбора судебных приставов. При этом максимальная сумма уменьшения не может превышать 25% от общей величины задолженности.

Если приставы получили долг в полном объеме до того, как судья принял решение о снижении, разница в сумме будет возвращена гражданину на указанный им счет. Причем зачисление денежных средств происходит в автоматическом режиме.

Стоит отметить, что единого образца заявления об обжаловании исполнительского сбора судебных приставов законодательством РФ не предусмотрено.

Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.

По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:

  • договоры и другие сделки;
  • акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
  • причинение вреда;
  • неосновательное обогащение.

В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.

  • Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16).
  • Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9).
  • Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4).
  • ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18).
  • Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5).
  • Прокурор оспаривает акты местной власти, в результате которых ряд граждан получили участки, а затем некоторые из них были проданы третьим лицам (№ 27-КГ17-11).
  • Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35).
  • Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).

Для наглядности рассмотрим порядок и продолжительность мероприятий, которые проводятся для взыскания долга с нарушителя правил дорожного движения.

Последовательность исполнительных действий:

  • вынесение постановления о наложении штрафа по инициативе сотрудника ГИБДД;
  • 10 дней на обжалование судебного акта;
  • 60 суток на погашение в добровольном режиме без открытия дела ФССП;
  • направление судебного постановления в службу приставов;
  • открытие дела (в пределах трех дней);
  • 5 дней на добровольное исполнение;
  • принудительное взыскание сбора.

Общая продолжительность процедуры — не менее 78 суток. Причем погашение долга прерывает выполнение очередного мероприятия на любой стадии.

Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя

Защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, осуществляемая по правилам гл. 17 ФЗИП, не исключает применения мер гражданской ответственности за вред, причиненный незаконными постановлениями, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя (ст. 1069 ГК).

Возможность получить возмещение за вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предусмотрена рядом норм. В ст. 119 ФЗИП указано, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных им в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения. В ч. 3 ст. 19 ФЗСП закреплено, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Учитывая, что ФССП, ее должностные лица не состоят со сторонами исполнительного производства и иными лицами в гражданско-правовых отношениях, можно считать, что речь идет об обязательствах вследствие причинения вреда (деликтная ответственность), которые регламентируются именно правилами гл. 59 ГК.

Статья 1069 ГК устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Следовательно, лицо, считающее, что незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя был причинен вред, имеет право обратиться в суд с иском о возмещении вреда независимо от его статуса в исполнительном производстве.

Необходимо отметить, что потребовать возмещения вреда возможно как за незаконные действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, оформленные в виде постановления, так и фактически совершенные, но не оформленные соответствующим постановлением, актом и т.д.

Длительное время в судебной практике существовала неоднозначность в вопросе о том, необходимо ли вначале оспорить в судебном порядке действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и получить решение о признании действий (бездействия) незаконными, и только затем обратиться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного этими незаконными действиями (бездействием), или возможно установить факт незаконности действий (бездействия) судебного пристава в рамках дела о возмещении вреда.

Неопределенность в этом вопросе первоначально устранил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 31 мая 2011 г. N 145, в котором разъяснил, что тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением, действиями (бездействием), в названном случае суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4).

Читайте также:  Минимальная пенсия в Литве в 2023 году в рублях

В настоящее время Верховный Суд РФ в п. 82 Постановления N 50 фактически воспроизвел данное положение, разъяснив: то обстоятельство, что действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя не были признаны незаконными в отдельном судебном производстве, не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного этими действиями (бездействием), и их законность суд оценивает при рассмотрении иска о возмещении вреда.

Таким образом, выбор варианта действий — два процесса или один — остается на усмотрение лица, которому был причинен вред незаконными действиями (бездействием) судебного пристава.

Так, в п. 1 Постановления N 50 отмечено, что требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России рассматриваются в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС, и в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Говоря об особенностях возбуждения дел о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава, прежде всего следует отметить, что такие дела рассматриваются по правилам искового производства судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

По общему правилу по делам искового производства компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется по общим правилам ГПК и АПК с использованием двух критериев — характер спора и субъектный состав (ст. 27 АПК, ч. 3 ст. 22 ГПК). Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики, отвечая на вопрос N 3, разъяснил, что при определении компетенции по делам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями судебного пристава-исполнителя, необходимо руководствоваться еще одним критерием — каким судом или органом выдан исполнительный документ. Появление дополнительного критерия связано с тем, что по данному делу суд должен установить незаконность действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а компетенция судов по этому требованию определяется по правилам ст. 128 ФЗИП.

Следовательно, разрешая вопрос о компетентном органе по делу о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, в том случае, когда повлекшие причинение ущерба действия (бездействие) не оспаривались в отдельном производстве в порядке гл. 22 КАС и гл. 24 АПК, необходимо установить, относится ли к компетенции данного суда (арбитражного суда) проверка действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, в ходе которого был причинен вред истцу.

Представляется, что аналогичные правила определения компетенции должны применяться и в тех случаях, когда заинтересованное лицо обжаловало действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя вышестоящему должностному лицу ФССП в порядке подчиненности, независимо от результата такого обжалования.

По правилам родовой подсудности исковое заявление в арбитражном процессе подается в арбитражный суд субъекта РФ, в гражданском процессе — в районный суд независимо от цены иска (ст. 34 АПК, ст. 24 ГПК). Представляется, что мировые судьи не вправе рассматривать данные дела, так как в предмет доказывания включается факт незаконности действий (бездействия) судебного пристава.

Территориальная подсудность определяется по месту нахождения ответчика (ст. 35 АПК, ст. 28 ГПК).

С исковым заявлением вправе обратиться как участник исполнительного производства, так и иное заинтересованное лицо, полагающее, что ему был причинен вред в результате совершенных исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения или в результате бездействия судебного пристава-исполнителя (ст. 4 АПК, ст. 3 ГПК).

Исковое заявление оформляется в соответствии со ст. ст. 125, 126 АПК, ст. ст. 131, 132 ГПК.

Требование о возмещении вреда носит имущественный характер, поэтому размер государственной пошлины зависит от цены иска (подп. 1 п. 1 ст. 333.19, подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК).

Поворот исполнения исполнительных документов

Поворот исполнения судебного постановления является самостоятельным способом защиты прав сторон, направленным на восстановление нарушенных субъективных прав путем приведения сторон в первоначальное положение, в котором они находились до исполнения отмененного судебного акта.

Необходимость существования такого способа защиты обусловлена тем, что возвращение каждой стороне всего того, что было передано (взыскано) при исполнении судебного постановления, отмененного в дальнейшем, является безусловным критерием окончательного восстановления нарушенных субъективных прав.

По сути, поворот исполнения направлен на устранение неблагоприятных правовых последствий неправильного, незаконного и (или) необоснованного судебного постановления, приведенного полностью или частично в исполнение.

Как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, правомочие суда осуществить поворот исполнения решения суда для устранения последствий вынесения судом неправильного судебного решения и закрепление обязанности судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда направлены на установление дополнительных гарантий защиты прав стороны по делу вследствие предъявления к нему необоснованного требования.

Указанный способ защиты не может быть заменен иными способами защиты, предусмотренными нормами материального права. Например, поскольку взыскателем исполненное получено на основании судебного постановления, хотя и отмененного в дальнейшем, т.е. в рамках исполнительских правоотношений, а не гражданско-правовых обязательств, то исключается возвращение взыскателем полученного от должника во исполнение первоначального итогового (окончательного) судебного постановления имущества и (или) денежных средств путем предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК).

Именно поэтому, в отличие от других способов защиты, механизм поворота исполнения применяется не в отдельном судопроизводстве, а в рамках того же судопроизводства (гражданского, арбитражного или административного дела), в котором производилось первоначальное исполнение судебного акта.

Такой механизм позволяет своевременно и в более короткие сроки (в рамках одного дела) восстановить нарушенные судебным постановлением права и охраняемые законом интересы лица, в отношении которого принят отмененный судебный акт, которым на данное лицо возложены определенные обязанности (по передаче имущества или взысканию денежных сумм).

При этом поворот исполнения производится либо непосредственно при новом рассмотрении дела, либо после нового рассмотрения дела.

Поворот исполнения судебного постановления является самостоятельным процессуальным институтом, представляющим собой систему норм процессуального права, регулирующих процессуальные действия и процессуальные правоотношения, возникающие между судом (арбитражным судом) и другими лицами, участвующими в деле, в связи с приведением сторон в первоначальное положение, имеющимся во всех отраслях процессуального права (ст. ст. 443 — 445 ГПК, ст. ст. 325 — 326 АПК, ст. ст. 361 — 362 КАС).

Следует отметить, что для гражданского судопроизводства прежде всего, а также для арбитражного судопроизводства указанный процессуальный институт является традиционным и мало подвергшимся совершенствованию, трансформации при реформировании процессуального законодательства, что вызывает сожаление большинства авторов, занимающихся этим вопросом.

Таким образом, по смыслу процессуальных норм, поворот исполнения понимается как система юридических действий, совершаемых с целью возвращения сторон в прежнее положение, существовавшее до вынесения судебного акта и его исполнения.

Сравнительно-правовой анализ норм ГПК, АПК и КАС, регламентирующих поворот исполнения, показывает наличие некоторых различий в регулировании данного вопроса, которые некоторые авторы признают принципиальными.

Так, если ГПК указывает на поворот исполнения исключительно «решения суда», то АПК и КАС используют более общую терминологию, применяя родовое понятие «судебный акт».

С другой стороны, если ГПК и КАС в качестве основания для применения поворота исполнения указывают приведение судебного постановления в исполнение, то АПК наряду с приведением судебного акта в исполнение допускает применение данного института и в случае, когда судебный акт не приведен в исполнение.

Более того, если ГПК предусматривает случаи недопустимости поворота исполнения, то АПК и КАС таких исключений не закрепляют.

В то же время и ГПК, и АПК, и КАС одинаково регулируют вопросы процессуального порядка рассмотрения и разрешения вопроса о повороте исполнения.

Представляется, что приведенные разночтения могут быть разрешены в том числе судами на основании применения аналогии процессуального закона и аналогии процессуального права (ч. 4 ст. 1 ГПК, ч. 5 ст. 3 АПК, ч. 4 ст. 2 КАС), о чем свидетельствует и судебная практика.

В целом же концепция (идея, смысл) поворота исполнения едина для гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.

Исполнительский сбор при рассрочке исполнения решения

Легально перенести сроки исполнения решения суда можно, оформив через суд рассрочку или отсрочку исполнения. Заявление о рассрочке (отсрочке) подается в суд, выдавший исполнительный лист, или по месту исполнения (адресу должника). Лучше всего обратиться за получением рассрочки или отсрочки исполнения ещё до того, как приставы возбудили исполнительное производство. Например, на стадии вступления решения в силу, если вы в целом с ним согласны и не планируете обжаловать, или сразу после рассмотрения дела в апелляционной инстанции. В таком случае есть шанс, что условия предоставленной судом рассрочки будут сразу же обозначены в исполнительном листе, то есть будут с самого начала известны судебному приставу.

Инструкция по самостоятельному оформлению рассрочки по решению суда
Пример заявления в суд на рассрочку или отсрочку исполнения

Однако есть нюанс: наличие официально оформленной через суд рассрочки по решению суда не освобождает от исполнительского сбора. Как разъяснил Верховный суд РФ в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (пункт 76), при рассрочке исполнения исполнительский сбор рассчитывается от суммы неисполненных требований на следующий день за датой, когда вышел срок на добровольное исполнение.

Обжалование постановления

Любое решение, действие или бездействие пристава можно оспорить. В п. 6 ст. 112 Закона № 229-ФЗ, указано, что постановление о взыскании сбора можно обжаловать только в судебном порядке. Срок на подачу жалобы составляет 10 суток со дня издания приставом документа, либо с момента, когда должник узнал, либо должен был узнать о вынесении постановления. Естественно, срок на обжалование можно восстановить, если доказать уважительность причин пропуска.

Жалобу на постановление пристава суд обязан рассмотреть не позднее 10 дней после ее поступления. Как только жалоба поступила в суд, взыскание санкции приостанавливается до рассмотрения дела по существу. Основаниями для отмены постановления могут являться:

  • преждевременное вынесение постановления, т.е. до истечения назначенного срока;
  • нарушения порядка возбуждения производства (например, ненадлежащее направление документа должнику, что повлекло пропуска срока);
  • назначение санкции по делам, по которым запрещено взыскивать сбор;
  • взыскание сбора при наличии документов, подтверждающих своевременность исполнения;
  • неправильный расчет суммы сбора, в том числе при завышении его размера;
  • неправомерный отказ принять доказательства непреодолимой силы и продлить срок для добровольного исполнения.

Как обжаловать постановление

На обжалование постановления о наложении сбора должника дается 10 дней после решения пристава. При просрочке гражданин в исключительный случаях имеет право восстановить срок, но только при наличии уважительных причин.

Оспорить постановление пристава возможно лишь в течение 10 дней. При просрочке, граждане в исключительных случаях имеют право восстановить срок, но для этого потребуется наличие уважительных причин.

Суд рассматривает жалобу гражданина в течение 10 дней. Основаниями для положительного решения по ходатайству должника могут послужить:

  • преждевременное вынесение постановления;
  • нарушения при вынесении постановления;
  • взыскание сбора по делам, в рамках которых он не допускается;
  • неправильный расчет суммы сбора;
  • отказ пристава признать уважительность причин, из-за которых гражданин не погасил долг.

Доказательство законности действий ложится на сотрудника ФССП. Однако и ходатайствующий гражданин обязан доказать нарушение приставом правовых норм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *