Причины отказа в назначении на должность судьи

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины отказа в назначении на должность судьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Зорин пожаловался в ВККС. По его мнению, региональная квалифколлегия неправильно оценила факт, что он рассматривал уголовные дела с акционерным обществом, где работает его свойственница. Судья подтвердил, что не рассказывал участникам разбирательства о конфликте интересов.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На следующий срок рекомендуют претендентов, обладающих определенным набором профессиональных, моральных, этических качеств, которыми Любчикова не обладает», – резюмировала Васильева. ВККС после получасового совещания оставила жалобу без удовлетворения.

Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

В 25 гражданских делах определения о принятии дел к производству и о подготовке к судебному разбирательству не были подписаны судьей, определения о назначении судебного заседания и протоколы последних отсутствовали либо также не были подписаны.
Указ Президента Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 245 «О внесении изменений в состав Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 795» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 14, ст. 2084).

UPD: ВККС разбиралась, почему не рекомендовали кандидатов в судьи

Согласно ст. 3 ФЗ «О статусе судей» к судье предъявляются следующие требования:

  1. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
  2. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе:

  • замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьёй, арбитром;
  • принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать их и принимать участие в политических акциях и иной политической деятельности;
  • публично выражать своё отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами РФ (аналогичные требования предъявляются к супругу(е) судьи).
  • быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
  • допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по нему;
  • использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
  • разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесённые к информации ограниченного доступа, или служебную информацию;
  • получать в связи с осуществлением полномочий судьи вознаграждения в любой форме (протокольные подарки, полученные судьёй, являются государственной собственностью, но могут быть выкуплены);
  • принимать без разрешения квалификационной коллегии почётные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
  • выезжать в служебные командировки за пределы территории РФ за счёт средств физических и юридических лиц;
  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории РФ иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений;
  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Отдельные ограничения сохраняют свое действие и после выхода судьи в отставку.

Претендент на должность судьи согласно ст. 4 Закона должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь высшее юридическое образование (специалист или бакалавр магистр);
  • не иметь судимости, в том числе погашенной, либо уголовное преследование должно быть прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не иметь иностранного гражданства или вида на жительство, иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ в другом государстве;
  • не быть признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоять на учёте в нарко- или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Вопрос достаточно сложный, но все можно выполнить правильно:

  1. Изучить предположительную программу квалифицированного экзамена;
  2. Поинтересоваться на юридическом форуме всеми особенностями процесса у тех, кто данный экзамен уже сдавал;
  3. Детально изучить самую важную информацию;
  4. Оценить уровень своих знаний в области определенных вопросов и начинать заучивать нужную информацию.

Решение Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 29.09.2020

6. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

7. Материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня внесения таких материалов в установленном порядке.

8. В случае если Комиссия не получила необходимые материалы, запрошенные в установленном порядке в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, она вправе отложить рассмотрение материалов по кандидатуре на должность судьи федерального суда, но не более чем на один месяц.

9. Предложения о представлении Президентом Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, а также предложения о назначении на должности председателей и заместителей председателей других федеральных судов, судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов направляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца со дня заседания Комиссии, на котором были рассмотрены соответствующие материалы.

10. Материалы по вопросу прекращения полномочий судей, указанных в части 3 статьи 15 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статье 141 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня получения таких материалов. Срок рассмотрения материалов может быть продлен Комиссией, но не более чем на один месяц.

11. Состав Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

12. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Комиссии.

13. Решение Комиссии принимается большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании. Отсутствующий по уважительной причине член Комиссии до начала заседания может письменно проинформировать секретаря Комиссии о своем мнении по вопросам повестки дня заседания. Эта информация оглашается на заседании Комиссии и приобщается к материалам заседания.

14. Член Комиссии не принимает участия в рассмотрении материалов в отношении себя, своих родственников и свойственников.

15. В случае если председательствующий на заседании или секретарь Комиссии не участвует в заседании, его обязанности выполняет по решению Комиссии один из членов Комиссии.

16. Решения Комиссии оформляются протоколом и заключением по каждому вопросу повестки дня заседания, подписываются председательствующим на заседании и секретарем Комиссии. Особые мнения членов Комиссии оформляются в письменном виде, заносятся в протокол и прилагаются к заключению.

17. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров.

Лебедев В.М. Председатель Верховного Суда Российской Федерации (председательствующий на заседании Комиссии)
Травников М.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров (секретарь Комиссии)
Брычева Л.И. помощник Президента Российской Федерации — начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
Ваничкин М.Г. заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации
Гусев А.В. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (по согласованию)
Коновалов А.В. полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
Кучерена А.Г. председатель центрального совета Общероссийского общественного движения за достойную жизнь и справедливость «Гражданское общество», председатель Общественного совета при МВД России (по согласованию)
Локаткина Т.А. начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан
Момотов В.В. председатель Совета судей Российской Федерации (по согласованию)
Пономарев Ю.А. заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (по согласованию)
Серышев А.А. помощник Президента Российской Федерации
Тимошин Н.В. председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (по согласованию)
Чоботов А.С. начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции
Шальков Д.В. помощник Президента Российской Федерации — начальник Контрольного управления Президента Российской Федерации
Ярин А.В. начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике

Причины отказа в назначении на должность судьи в 2021 году

— На руководящие должности в областных и окружных судах порой выдвигаются до семи претендентов. А насколько конкурентны судейские выборы в Татарстане?

— Отбор всегда происходит на конкурсной основе. Представляете, на последних заседаниях ККС РТ на должность мирового судьи судебного участка по Ютазинскому судебному району участвовали три кандидата! А в Арбитражный суд РТ на две вакансии судей претендовали четверо. На должность федерального судьи в Верхнеуслонском райсуде заявились три кандидата. И это неплохо, когда есть из кого выбирать — всегда можно определить лучшего кандидата. Но вот по Верхнеуслонскому району все кандидаты были достойны. Однако с учетом профессиональных, деловых качеств кандидатов, мнения председателя Верховного суда, председателя Совета судей и руководства судебного департамента коллегия рекомендовала на вакантную должность следователя из СК РФ по РТ. Хочу отметить, все претенденты по конкурсу в этот райсуд были казанские, но выражали готовность поменять место жительства.

— То есть действующие судьи были готовы перебраться в район?

— Это были не действующие судьи, претендентами, в частности по этому конкурсу, являлись должностные лица из Следственного комитета и службы судебных приставов. В настоящее время они работают в правоохранительных органах, но уже сдали квалификационный экзамен на судью и вправе были участвовать в наших конкурсах.

— И что, в один день следователь может стать судьей?

— На самом деле назначение на должность судьи процесс долгий, на прохождение всех проверок и согласований может уйти более восьми месяцев. Только указ президента РФ является основанием для прекращения действующих трудовых отношений и вступления в должность судьи. Я таким же образом назначался, был на работе в прокуратуре, мне позвонил Ильгиз Идрисович (Гилазов, нынешний председатель ВС РТ, — прим. ред.), тогда он возглавлял гражданскую коллегию Верховного суда, и сказал: «Радик Равилович, поздравляем. Указ подписан, вы назначены судьей Верховного суда республики Татарстан». На следующий день я пошел в отдел кадров прокуратуры республики и написал заявление. И вот уже на протяжении почти 15 лет осуществляю правосудие в этом суде.

А из прокуратуры я ушел с должности зампрокурора Вахитовского района Казани, я тогда осуществлял надзор за законностью судебных постановлений по уголовным и гражданским делам. Участвовал в судах, поддерживая обвинение либо давая заключения по гражданским делам.

— А много ли в Татарстане судей из числа бывших силовиков, адвокатов и помощников судей? Можно ли в процентах оценить состав судейского корпуса?

— Мы эту статистику отдельно не ведем. Однако на моей памяти эти проценты приводил на конференции или на совещании Ильгиз Идрисович. Основная масса вновь назначенных судей состоит из помощников судей и секретарей суда — это наш кадровый резерв, который мы формируем. Мы этих людей знаем, видим, как они работают, как они ведут себя в быту. Но в кадровый резерв могут быть включены и представители других ведомств. Зачастую это прокурорские работники, следователи, адвокаты и практикующие юристы.

— Может на судейских выборах молодой претендент обойти соперника с большим стажем и опытом?

— Если в конкурсе участвуют действующие судьи, то обычно на вышестоящие должности либо на вакантные места в других районных судах отдают предпочтение кандидату, имеющему значительный опыт работы. И, конечно, перед тем, как участвовать в конкурсе, человек предварительно вправе обсудить эти темы с руководством суда. Если на вакансию выдвигается не один кандидат, безусловно, учитывается та работа, которую он провел в том или ином суде. Так что молодой или нет — не главный вопрос. Главный — способен ли он работать на вакантной должности, нет ли препятствий в продвижении по службе и, конечно, его морально-психологические качества.

— А бывает, что недавно назначенный судья уходит в отставку, понимает, что не готов к такой ответственности?

Читайте также:  Как вызвать участкового полиции если шумят соседи ночью

— Конечно, бывает, это жизнь. Причем судейская работа постоянно требует ответственности и самоотдачи. Но причины ухода в отставку могут быть разные, мы их на коллегии не обсуждаем. У нас единственный только вопрос — нет ли долгов относительно рассмотренных дел. Есть такие судьи, которые, не проработав до положенной пенсии, также обращаются с заявлениями об отставке, и мы удовлетворяем эти заявления. Может быть, и нагрузка роль играет, может, и что-то связанное с близкими родственниками, а может, другая интересная работа появилась. Перед тем как обратиться с таким заявлением, как правило, они посещают председателя суда. Стать судьей сложно, а для прекращения его полномочий на добровольной основе достаточно только заявления.

— Помните ли вы, как сами еще кандидатом в судьи держали ответ перед квалифколлегией?

— Это было в 2003 году. Для меня все прошло довольно легко. Особых вопросов ко мне не было.

— Прокуроры призывного возраста, чтобы избежать в будущем проблем по службе, сейчас сами уходят в армию. А судей эти изменения законодательства коснулись?

— Больше это коснулось тех, кто только намеревается участвовать в конкурсе — в нашем случае, нынешние помощники судей. Вот они уходят. Только у нас в Верховном суде РТ два помощника уже отслужили и вернулись. Это неплохо, я считаю, чтобы быть безупречным и достойно участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности.

В отношении действующих судей таких примеров нет, так как они все возрастные и у них на руках военные билеты.

Когда мы проходили назначение, этих вопросов не возникало, как и многих других. Сейчас мы кандидата просвечиваем от и до. Все биографические, анкетные данные его и членов семьи. Помимо этого, изучаются вопросы, связанные с конфликтами интересов. Поэтому армейский фактор — далеко не решающий. Хотя требования к мужчинам-кандидатам, которые имеют на руках военный билет, повысились. Во многом это связано с отсутствием каких-то медицинских документов, ведь личные дела призывников по истечении трех лет хранения просто уничтожаются. А когда проходит значительное время, более 10—15 лет появляется необходимость изучения этих документов, нам приходится направлять запросы в военную прокуратуру.

— На днях ВККС РФ рекомендовала в председатели арбитража Татарстана 36-летнего Максима Боровкова, супруга которого за месяц до объявления конкурса ушла из полиции. Такое часто происходит?

— В отношении Максима Сергеевича я бы вообще не хотел ничего комментировать. Это мой коллега, член квалификационной коллегии судей ВС РТ. Но вообще такое бывает. Мы же юристы — вместе учились, общались, у нас общая среда. Естественно, что складываются семьи. Зачастую бывает муж — судья, жена — прокурор. То есть конфликт интересов действительно присутствует, и теперь на это обращают внимание все, начиная от нас и заканчивая кадровой комиссией при президенте, которая разрешает все эти вопросы.

Здесь самое главное что? Чтобы личная заинтересованность судьи не мешала его работе — не соприкасалась с интересами организаций и граждан, с которыми придется в будущем сталкиваться судье, если он будет назначен на вышестоящую должность. Представляете, например, как это — рассматривать уголовные дела в том районе, где супруга работает прокурором. Это является прямым препятствием к назначению последние три года точно, и кандидаты об этом знают. Мы сами предлагаем уходить от конфликта интересов, и кандидаты сами выбирают решения — кто-то действительно увольняется.

— А кто-то разводится?

— Не совсем понимаю эту тему. Разводятся по другим причинам. Я говорю о том, чтобы семейные, родственные связи не препятствовали назначению того или иного кандидата. Чтобы не было в будущем конфликтных ситуаций. Поэтому каждый принимает для себя сам решение.

«Мы готовимся к рассмотрению каждой кандидатуры»

1. Ежемесячное денежное вознаграждение судьи состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью судьи (далее — должностной оклад), месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (далее — оклад за квалификационный класс), ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной доплаты за выслугу лет, ежемесячных доплат за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, ежемесячной доплаты за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Размер должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается указом Президента Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Установить размеры должностных окладов судей Конституционного Суда Российской Федерации в процентном отношении к должностному окладу Председателя Конституционного Суда Российской Федерации согласно приложению 6 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Установить размер должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации в размере 98 процентов должностного оклада Председателя Конституционного Суда Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Установить размеры должностных окладов судей в процентном отношении к должностному окладу Председателя Верховного Суда Российской Федерации согласно приложению 7 к настоящему Закону. (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Размеры должностных окладов судей ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров должностных окладов судей принимается Президентом Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Действие абзаца шестого пункта 1 статьи 19 приостановлено с 10.01.2021 до 01.01.2022 (Федеральный закон от 30.12.2020 N 485-ФЗ).

Установить размеры окладов за квалификационный класс судей в процентном отношении к должностным окладам судей: (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

девятый квалификационный класс — 30 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

восьмой квалификационный класс — 40 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

седьмой квалификационный класс — 50 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

шестой квалификационный класс — 60 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

пятый квалификационный класс — 75 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

четвертый квалификационный класс — 90 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

третий квалификационный класс — 105 процентов; (в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 269-ФЗ)

Закон о статусе судей предусматривает прохождение кандидатурой на должность судьи последовательно нескольких инстанций.

Первая ступень — сдача квалификационного экзамена на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена с приложением документов по установленному Законом перечню.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии).

Квалификационный экзамен на должность судьи принимается Высшей экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, и экзаменационной комиссией субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи в случае, если заключение о рекомендации кандидата на эту должность дает квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, которые не являются судьями, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или ученую степень доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи — в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

Второй такой инстанцией является квалификационная коллегия судей.

Квалификационная коллегия судей обладает исключительным правом по решению вопроса о дальнейшем прохождении претендента на судейскую должность по пути к назначению судьей.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности указанных документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких претендентов на должность судьи. Если в процессе проверки этих документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Результаты деятельности квалификационных коллегий судей

заявлений, (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

183 — в АС АС общие суды; общие суды;

конкурсу (26,2%) (29,5%) (8,4%) (33,4%)

заявлений, (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%) (100%)

рекомендации: рекомендации: (11,1%) (6,5%) (6,2%) (2,5%) (32,5%) (37,2%) (35,2%) (0,8%)

27 — в общ. суды общие суды;

конкурсу (8,5%) (20,5%) (22,6%) (28,8%) (3,7%) (1,3%) (1,1%) (30,5%)

Возврат кол-иям 18 заключений 9 заключений

пред-ми (п. 9 (17 в общ.

ст. 5 Закона о ст. юрисдикции и 1

судей) для повт. в АС)

ККС подтвердили 6 кандидатур 4 кандидатуры

ККС вынесены новые 12 случаев 5 случаев

Существенной проблемой квалификационных коллегий является отсутствие возможности по-настоящему изучить личность претендента на должность судьи, поскольку их деятельность в данной области ограничена лишь сбором характеристик и других доступных материалов, вместе с тем эти документы не содержат объективной информации о том, что собой представляет тот или иной кандидат. Последующая процедура назначения на должность судьи также не может служить серьезной преградой для проникновения в судейский корпус случайных лиц. Президент, Верховный Суд РФ тщательно изучают кандидатуру только в том случае, если на нее поступила жалоба .

Ванямов Н. Совершенствовать работу квалификационных коллегий судей // Российская юстиция. 2001. N 2. С. 14.

Третья инстанция по рассмотрению кандидатур на должность судьи — председатель суда.

Статья 5. Отбор кандидатов на должность судьи

— Один экс-работник военной прокуратуры провел сверку персоналий татарстанских судей с базами учредителей предприятий. И нашел ряд совпадений. В частности, один из судей Верховного суда Татарстана в базах Росреестра с 2005 года числится соучредителем некоммерческого партнерства «Адвокатская коллегия «Практик». Это допустимо?

— Я знаю, о ком вы говорите. Он еще в 2012 году вышел из состава НП, есть соответствующий протокол собрания учредителей. Видимо, адвокатская контора не обновила эту информацию. А вообще, такая проблема существует, по адвокатам в особенности. Выйти из состава учредителей не так просто — сам ты написал заявление, для себя все решил, но нужно, чтобы эти изменения еще были отражены в ЕГРЮЛ и на сайте налоговой.

  1. 9. НАДЕЛЕНИЕ НОТАРИУСА ПОЛНОМОЧИЯМИ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ
  2. 4.2. Порядок наделения судей полномочиями
  3. § 2. Дискреционные полномочия судьи. Судейское усмотрение
  4. § 2. Судейское сообщество в механизме судебной власти 1. Органы судейского сообщества
  5. 45. СИСТЕМА ОРГАНОВ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
  6. 42. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА
  7. 4.5. Органы судейского сообщества
  8. 64. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕЗИДЕНТА РФ И ГАРАНТИИ ПРЕЗИДЕНТУ РФ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ
  9. Глава 7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СУДЕЙСКОГО КОРПУСА
  10. Глава 6. СУДЕЙСКАЯ ОШИБКА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
  11. § 3. Субъективная судейская ошибка. Что за этим стоит?
  12. § 2. Механизм проверки профессиональной пригодности к судейской деятельности
  13. 68. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ. ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
  14. Процедуры
  15. Процедура учета материалов
  16. 35. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
  17. Аудиторские процедуры
  18. ПРОЦЕДУРА СЕРТИФИКАЦИИ
  19. 34. ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Читайте также:  Как получить субсидию на КФХ

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.

Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в Законе о статусе судей и Законе о судебной системе.

Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.

Закон “О статусе судей в РФ” определяет гарантии независимости судей, которыми являются:

  • предусмотренная законом процедура правосудия;
  • запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • неприкосновенность судей;
  • система органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.

В ходе рассмотрения дела судьей Потаповой Ниной Григорьевной неоднократно допускались нарушения процессуальных норм и требований. В частности, согласно определению о подготовке дела к рассмотрению на Ответчика была возложена обязанность предоставить отзыв на исковое заявление.

Ни на предварительном заседании 14.09.2017 г., ни в основное заседание от 10.10.2017 г. отзыв предоставлен не был.

При этом Ответчик надлежащим образом извещался, о чем имеются соответствующие отметки в деле, но в заседания его представитель не явился. Судьей рассмотрение дела перенесено на 08.11.2017 г.

и опять отложено.

В качестве доказательства по гражданскому делу мною было предоставлено заключение строительно-технической экспертизы, которую я проводила до обращения в суд за свой счет. Несмотря на это, судья несколько раз предложила мне ходатайствовать о назначении судебной экспертизы по гражданскому делу (за мой счет).

Алгоритм составления жалобы не отличается от такого рода документов:

  • адресат (кому жалуемся)
  • заявитель (кто жалуется), адрес
  • наименование документа
  • как заявитель и судья связаны: рассмотрение дела, участники, иные обстоятельства, при которых были ущемлены права заявителя
  • основание подачи жалобы, а именно: какие нарушения, по мнению заявителя, каких норм имели (имеют) место быть
  • просьба о принятии конкретных мер: устранить нарушения, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности и т.п.
  • подпись и дата.

Учтите, что судья не может привлекаться к ответственности за принятие незаконного или необоснованного судебного акта, только если его вина не будет установлена приговором. А для привлечения к уголовной ответственности судьи УПК РФ предусмотрен отдельный порядок.

Не стоит писать жалобу с обоснованием: неверно вынесенное решение. Лучше сухие факты – нарушение норм ГПК при рассмотрении.

Еще лучше, если их подтвердит копия протокола судебного заседания, датой вручения изготовленного судебного решения и т.п.

Плюсы и минусы в системе назначения судей

Для начала стоит кратко рассказать о том, что из себя вообще представляет Квалификационная Коллегия Судей. Квалификационной Коллегией Судей называют группу, состоящую из судей и специалистов судебного дела, задачей которых является рассмотрение претензий граждан, права которых были ущемлены во время ведения дел.

Стоит отметить, что в Квалификационную Коллегию принимаются только судьи с большим опытом работы, не имеющие замечаний. При этом помимо решения конфликтов Коллегия может вносить свои корректировки в рассматриваемые дела. При этом не имеет значения, кто именно обращается в коллегию с претензией: истец, ответчик или третье лицо – решения по самому делу они не выносят.

Это можно сделать тремя способами:

  • отнести лично в канцелярию суда;
  • передать через курьерскую службу;
  • отправить по почте.

К прокурору или президенту можно обратиться онлайн на официальном сайте. Отправлять письма по электронной почте бессмысленно.

Важно! Подача жалобы посредством почтового отправления осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении!

Относя документы лично, заранее готовят второй экземпляр. На нем ставится:

  • дата принятия;
  • регистрационный номер;
  • должность, имя ответственного лица.

Либо секретарь выдаст расписку с вышеперечисленной информацией.

Жалоба на судью должна быть связана исключительно с его профессиональной деятельностью. Жаловаться стоит при нарушении законодательных норм при ведении дела, препятствовании разбирательству или при явной заинтересованности в исходе процесса. Сообщить о дисциплинарном проступке судьи можно в случаях:

  • явных нарушений УПК РФ;
  • умышленного затягивания разбирательства, нарушения сроков;
  • несоответствия протоколов событиям, происходящим в ходе судебного дела;
  • отказа в приобщении к делу документов, предоставляемых спорящими сторонами;
  • неудовлетворения относящихся к делу ходатайств;
  • безосновательного игнорирования представленных доказательств;
  • ущемление одной стороны в процессе в пользу второй;
  • доказанной заинтересованности судьи в исходе процесса;
  • нарушении этики;
  • нарушении правил ведения судебного разбирательства.

Исчерпывающий перечень оснований для подачи жалобы на судью приведен в ГП, АС, АП и КоАП РФ .

Нарушения процессуальных действий условно делят на две группы:

  • нарушения, связанные с правом на справедливый суд;
  • нарушения прав на личную неприкосновенность и свободу.

Нарушением со стороны судьи являются:

  • безосновательный возврат иска;
  • нарушение подсудности рассмотрения дела;
  • нарушения срока открытия производства;
  • игнорирование ходатайств или доказательств;
  • затягивание рассмотрения дела.

Нарушением прав на свободу являются:

  • необоснованное избрание меры пресечения;
  • необоснованное привлечение к админответственности;
  • безосновательное наложение ареста на собственность и пр.

На основании вышеуказанных нарушений составляется жалоба с обязательными реквизитами и ссылками на нормы ГПК.

В судебной системе существует четкая иерархия, поэтому обжаловать действия судьи нужно строго в уполномоченном на принятие решения органе. Подать жалобу на мирового или районного судью можно председателю суда. Именно он контролирует районных судей и отнесенных к нему участков мировых судей. Арбитражный суд также имеет своего председателя, которому можно предъявить претензии по поводу действий арбитражного судьи.

квалификационный экзамен на судью 2021

Стоит сказать о том, что отказать могут даже в приеме документов на гражданство. Причины могут быть разные и далеко не всегда законные. В качестве причин может служить следующее:

  • Собран не полный пакет документации;
  • Было неправильным образом оформлено заявление на получение гражданства РФ;
  • Имеются основания, предусмотренные нормами ФЗ от 31 мая 2002 года №63.

Если был осуществлен отказ приема документов на гражданство РФ, то тогда фактически отказывается и в получении паспорта, подтверждающего подданство. Обжалуется решение путем подачи административного иска.


  • Указывается судебный орган, который будет рассматривать исковое заявление;
  • В заявлении обозначаются сведения как об административном истце, так и об административном ответчике. Административным истцом выступает иностранец, которому вынесли отказ, а ответчик – это государственный орган, который принял подобное решение;
  • В исковом заявлении важно ссылаться на положения и нормы вместе с обозначением того, какие права и свободы иностранного гражданина в итоге были нарушены;
  • В просительной части искового заявления детальным образом прописываются требования к ответчику;
  • К иску прикладываются доказательства, которые будут подтверждать требования истца.

Стоит сказать то, что законодательством Российской Федерации предусмотрено то, что повторное обращение гражданином для получения гражданства страны при отказе обжаловаться может не раньше, чем через один календарный год. Но если иностранец уверен в том, что решение государственными органами было принято неправомерным образом, то в этом случае можно оспорить его в судебном порядке.


  • Попросить у государственного органа предоставить письменный отказ с обоснованием причин, по которым решение было вынесено;
  • Составить исковое заявление в судебный орган и в течение трех дней представители суда обязаны дать ответ о назначении заседания;
  • Исковое заявление следует составить правильно и в соответствии с установленными действующими процессуальными нормами. В конце заявления указывается дата и подпись вместе с перечнем приложенных документов.

«Мы готовимся к рассмотрению каждой кандидатуры»

Чтобы получить должность судьи, необходимо пройти несколько проверок на соответствие требованиям закона. Вот что требуется пройти, чтобы получить рекомендацию от коллегии судей:

  1. Медицинское освидетельствование. Важно, чтобы у кандидата не было хронических заболеваний, которые могли бы ему помешать выполнять служебные обязанности. Вместе со справками из поликлиники предоставляются справки из наркологического и психиатрического диспансеров. Важно никогда не состоять на учете.
  2. Прохождение теста на знание юридических норм. Он позволит понять, насколько конкретно взятый гражданин соответствует должности.

Существует несколько особенностей во время обсуждения кандидатур мировых судей. Если федеральные назначаются президентом по рекомендации представителей коллегии (а он лично не знает их), то ему все равно, кто будет выполнять свои функции. Как результат, на федеральные посты назначаются все, кто указан в списке. Однако мировые судьи могут не получить свой пост, несмотря на наличие фамилии в списке.

Согласно действующим законам, голосование может проходить списком или за каждого кандидата отдельно. Списком голосованием происходит только, когда все депутаты согласны на это. Если кто-то не готов проголосовать за список, то приходится обсуждать каждую кандидатуру отдельно.

В законе прописано, что мировые судьи выбираются прямым или непрямым способом. Первый предполагает проведение выборов в рамках судебного округа, однако на практике это не используется из-за высоких финансовых затрат. Обычно применяется назначение представителями законодательной власти. Федеральных судей назначает президент. Однако суть примерно одинаковая везде, поэтому не будет разделять. Отличие заключается в субъекте, который подписывает документ о назначении.

Шаг 1

Работа юристом или иным специалистом в юридической сфере в течение 5 лет. Лучше устроиться секретарем в суде. Зарплата невысокая, зато вероятность благоприятного исхода значительно выше. К тому же, можно сразу изучить, как все происходит на практике. Тогда шансы на успешную сдачу экзамена увеличатся.

Существует несколько причин для смещения судьи с должности. Все они предусмотрены действующим законом. К ним относятся:

  1. Письменное заявление. Например, гражданин решил сменить работу или переехать жить в другую страну. Во время переезда на территорию другого региона можно не увольняться, а подать прошение о переводе.
  2. Состояние здоровья перестало удовлетворять установленные требования.
  3. Достижение предельного возраста. Тогда не обязательно дожидаться заявления от судьи, можно издать соответствующее решение без его личного участия.
  4. Потеря гражданства добровольно или после совершения преступления против государства.
  5. Смерть, из-за чего он не может больше выполнять свои функции.
  6. Решение о привлечении к уголовному наказанию за совершенное преступление (допускается увольнение после вступления решения в силу, до этого его полномочия были приостановлены на основании решения коллегии судей).
  7. Избрание на выборные должности, что противоречит действующим законам. То есть, нельзя одновременно находится в двух ветвях власти.
  8. Отказ от перевода на другой участок из-за реорганизации или ликвидации действующего.
  9. Дисквалификация на основании решения квалификационной коллегии.

По другим причинам отстранить гражданина от должности невозможно.


  • а) Президент в соответствии с комментируемой нормой, а также нормами ст. 103 (п. «а» ч. 1) и ст. 111 Конституции назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Представление Президента по этому вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой.

О внесении в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает депутатов. Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения. Официально кандидатуру представляет Президент либо его полномочный представитель в Государственной Думе.

Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой данной кандидатуры Президент в течение недели вносит предложение о новой кандидатуре. В случае двукратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент в течение недели вносит третью кандидатуру.

Президент вправе предлагать палате одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата (см. по этому вопросу Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П//СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447). Так, только в течение 1998 г. Государственная Дума четыре раза отклоняла предлагаемые кандидатуры Председателя Правительства и дважды назначала премьеров (СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1827; N 17. Ст. 1905; N 18. Ст. 2013; N 36. Ст. 4468; N 37. Ст. 4591; N 38. Ст. 4772). Работа Государственной Думы при этом не прерывалась.

Читайте также:  Можно ли частями оплачивать задолженность за свет

Обсуждение и согласование кандидатур на должность Председателя Правительства происходит в сроки и порядке, предусмотренных статьями 144-148 Регламента Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп.).

После трехкратного откл��нения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции).

Для начала стоит кратко рассказать о том, что из себя вообще представляет Квалификационная Коллегия Судей. Квалификационной Коллегией Судей называют группу, состоящую из судей и специалистов судебного дела, задачей которых является рассмотрение претензий граждан, права которых были ущемлены во время ведения дел.

Стоит отметить, что в Квалификационную Коллегию принимаются только судьи с большим опытом работы, не имеющие замечаний. При этом помимо решения конфликтов Коллегия может вносить свои корректировки в рассматриваемые дела. При этом не имеет значения, кто именно обращается в коллегию с претензией: истец, ответчик или третье лицо – решения по самому делу они не выносят.

Это можно сделать тремя способами:

  • отнести лично в канцелярию суда;
  • передать через курьерскую службу;
  • отправить по почте.

К прокурору или президенту можно обратиться онлайн на официальном сайте. Отправлять письма по электронной почте бессмысленно.

Важно! Подача жалобы посредством почтового отправления осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении!

Относя документы лично, заранее готовят второй экземпляр. На нем ставится:

  • дата принятия;
  • регистрационный номер;
  • должность, имя ответственного лица.

Либо секретарь выдаст расписку с вышеперечисленной информацией.

Жалоба на судью должна быть связана исключительно с его профессиональной деятельностью. Жаловаться стоит при нарушении законодательных норм при ведении дела, препятствовании разбирательству или при явной заинтересованности в исходе процесса. Сообщить о дисциплинарном проступке судьи можно в случаях:

  • явных нарушений УПК РФ;
  • умышленного затягивания разбирательства, нарушения сроков;
  • несоответствия протоколов событиям, происходящим в ходе судебного дела;
  • отказа в приобщении к делу документов, предоставляемых спорящими сторонами;
  • неудовлетворения относящихся к делу ходатайств;
  • безосновательного игнорирования представленных доказательств;
  • ущемление одной стороны в процессе в пользу второй;
  • доказанной заинтересованности судьи в исходе процесса;
  • нарушении этики;
  • нарушении правил ведения судебного разбирательства.

Исчерпывающий перечень оснований для подачи жалобы на судью приведен в ГП, АС, АП и КоАП РФ .

Нарушения процессуальных действий условно делят на две группы:

  • нарушения, связанные с правом на справедливый суд;
  • нарушения прав на личную неприкосновенность и свободу.

Нарушением со стороны судьи являются:

  • безосновательный возврат иска;
  • нарушение подсудности рассмотрения дела;
  • нарушения срока открытия производства;
  • игнорирование ходатайств или доказательств;
  • затягивание рассмотрения дела.

Нарушением прав на свободу являются:

  • необоснованное избрание меры пресечения;
  • необоснованное привлечение к админответственности;
  • безосновательное наложение ареста на собственность и пр.

На основании вышеуказанных нарушений составляется жалоба с обязательными реквизитами и ссылками на нормы ГПК.

В судебной системе существует четкая иерархия, поэтому обжаловать действия судьи нужно строго в уполномоченном на принятие решения органе. Подать жалобу на мирового или районного судью можно председателю суда. Именно он контролирует районных судей и отнесенных к нему участков мировых судей. Арбитражный суд также имеет своего председателя, которому можно предъявить претензии по поводу действий арбитражного судьи.

Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осуществлению правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе, — это граждане, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Независимо от того, в суде какого звена судебной системы РФ осуществляет свою деятельность судья, выполняемые им функции одинаково важны для осуществления судебной власти на территории России. Поэтому в Законе о судебной системе специально подчеркивается, что единство судебной системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осуществляют свои полномочия и какое звено судебной системы они представляют (ст. 12).

В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон “О статусе судей РФ” дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей районных (городских) судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляем ими работы.

Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — 35 лет. Судьей Конституционного Суда РФ может быть лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во-первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и другие законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деятельности судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и другой творческой деятельности. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпринимательской деятельностью, они могут быть рекомендованы к назначению на должность судьи.

Для судей Конституционного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осуществлять защиту, представительство в суде, арбитражном суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конституционного Суда РФ не только не может быть членом политической партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют политические цели.

Все судьи военных судов должны состоять на военной службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом “О статусе судей РФ” и другими нормативными актами.

Независимость судей является важнейшим элементом их правового статуса и одним из конституционных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону, развивается в Законе о статусе судей и Законе о судебной системе.

Закон “О судебной системе РФ” запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деятельность суда подлежат ответственности, предусмотренной федеральным законом.

Закон “О статусе судей в РФ” определяет гарантии независимости судей, которыми являются:

  • предусмотренная законом процедура правосудия;
  • запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;
  • установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
  • право судьи на отставку;
  • неприкосновенность судей;
  • система органов судейского сообщества;
  • предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому положению.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Уважая принцип автономии судебной системы, глава государства выполняет символическую функцию, наделяя кандидата высоким статусом судьи, но содержательно в процесс отбора не вмешивается.

Средний доход обычного судьи верховного суда в 2017 году составил 600 тысяч рублей в месяц. Председатель и его заместители получают больше.
Говоря о недостатках судов, нужно понимать, что Россия большая и каждый день здесь работают тысячи судей, которые рассматривают десятки тысяч дел. На этом фоне обязательно найдутся те, кто ведет себя плохо.

Квалификационный экзамен на должность судьи Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области принимается экзаменационной комиссией города Санкт-Петербурга по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.

Квалификационная коллегия судей Оренбургской области состоит из председателя и 19 членов коллегии – судей областного, арбитражного, районных, городских и мировых судей области, семи представителей общественности, а также представителя Президента РФ. Члены ККС от общественности назначаются Законодательным собранием Оренбургской области. Срок полномочий квалификационной коллегии четыре года.

У судебной системы в России не лучшая репутация: много пишут о необъективности судей, их зависимости от руководства, взятках и других проблемах. Мы расскажем только о формальной стороне вопроса: кто такой судья по закону.

Квалификационная коллегия судей Оренбургской области состоит из председателя и 19 членов коллегии – судей областного, арбитражного, районных, городских и мировых судей области, семи представителей общественности, а также представителя Президента РФ. Члены ККС от общественности назначаются Законодательным собранием Оренбургской области. Срок полномочий квалификационной коллегии четыре года.

Я юрист, а моя мама — судья. Я знаю, что не каждому по силам выдержать нагрузку и ответственность, которая ложится на судей. В этой статье я расскажу, кто может стать судьей, за что судьи получают зарплату и привилегии и за какие фото в соцсетях судью могут лишить полномочий.

На деле рассмотрение кандидатур делегировано ККП. Именно в ее составе и особенностях работы заключается основной механизм превентивного контроля за судебной системой.

Согласно действующему законодательству, они идентичны. Необходимо полностью соответствовать требованиям, чтобы получить желаемую должность. При этом важно понимать, что она выборная. Это значит, что нет гарантий сразу получить вакансию. Но об этом подробнее будет описано ниже.

Таблица 1. Требования к судьям не высших инстанций

Требование Краткое описание
Гражданство РФ Иностранцы и лица с двойным гражданством не могут занимать эту должность, так как могут действовать не в интересах страны. При этом сокрытие второго гражданства считается нарушением закона.
Высшее юридическое образование Необходимо получить диплом о профильном образовании во время обучения на очной или заочной форме в одном из российских ВУЗов, которые обладают государственной аккредитацией. Диплом установленного образца не принимается.
Стаж работы в юридической сфере не менее 5 лет Требуется его подтвердить путем предоставления выписки из трудовой книжки.
Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственников Справку об этом можно получить в полиции.
Отсутствие принадлежности к политическим партиям Невозможно подтвердить этот факт, однако в анкете потребуется указать, что гражданин не состоит в политических движениях, а ниже расписаться, что все предоставленные сведения истинны.
Отсутствие должности депутата и предприятия в собственности Можно подтвердить выпиской из трудовой книжки.

Отставка из-за болезни родственника

За поддержкой в высшую коллегию обратилась Дарья Никитина. Сейчас женщина трудится в должности помощника на областном уровне. В апреле она подала заявку на пост мирового судьи 123-го участка. Однако региональная квалифколлегия в рекомендации отказала.

В своем заявлении Никитина поясняла, что ее общий судейский стаж превышает 6 лет. Впервые мантию она получила в 2006 году, а споры разрешала в Неверкинском р-не Пензенской области. По истечении срока назначения женщина добилась кресла мирового судьи первого участка в ЗАТО Шиханы недалеко от родного города. К 2012 году она заняла должность в Ленинском райсуде Саратова, но успела проработать лишь несколько месяцев. Уйти в отставку более чем на 2,5 года вынудила болезнь сына.

Столичная ККС не сочла причину уважительной. Кроме того, коллегия выяснила, что экс-супруг претендентки, а также ее отец систематически привлекаются к ответственности за административные правонарушения. В своей анкете Никитина вообще не упомянула о родственниках. Женщина объяснила, что связь с отцом и бывшим мужем не поддерживает. Родители развелись в 1979 году, брак с супругом она расторгла в 2003. С последним заявительница общается только при решении вопросов о воспитании общего ребенка.

Третьей причиной отклонения кандидатуры стало прямое нарушение ст. 3 закона 3132-1. В конце весны 2012 года, будучи в отставке, Никитина поступила на службу в муниципалитет. Убедительных оправданий у нее не нашлось. Большое количество вопросов члены коллегии задали по поводу противоречивости заключения региональной ККС. Экс-судья посчитала несоответствием положительную характеристику при отказе в рекомендации на должность. Она также заявила о пристрастности органа. В заседании претендентка узнала о проведении проверки по всему периоду деятельности в областном столичном суде. Коллегия не учла ни стаж, ни желание кандидата заниматься любимым делом.

После совещания ВККС РФ удовлетворила жалобу Никитиной.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *