Резерв по сомнительным долгам что это такое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерв по сомнительным долгам что это такое». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В бухучете резервы предназначаются для того, чтобы правильно анализировать активы и давать пользователям реальную информацию об обязательствах предприятия. Резервы налогового учета – законный метод экономить налоги.

Резервы налогового учета и бухучета – отличия

Отличие заключается в том, что резервы бухучета оформлять следует в обязательном порядке, налогового учета – нет. Иными словами, в последнем случае хозяйствующим субъектам дается возможность выбора.

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

Как правило, предприятия создают только два типа резервов:

  • Резерв на отпуска;
  • Резерв по сомнительным задолженностям.

Простым языком, резерв является страховкой на случай расходов, которые нельзя было предусмотреть заранее.

Благодаря заранее подготовленному резерву, в учёте не образуются финансовые «дыры» из-за недополученных активов, при этом организация не переплачивает налоги.

В бухучёте резерв создаётся обязательно, если была выявлена сомнительная задолженность. В налоговом учёте — нет.

Создание резерва в налоговом учёте

Организациям с просроченными долгами выгодно в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяет быстрее вносить задолженности в расходы и не ждать три года исковой давности либо пока кредитора не ликвидируют.

Законодательство не обязывает компании в налоговом учёте создавать резерв по сомнительным долгам, однако и не запрещает этого делать для снижения налогообложения. Списать задолженность можно, если:

  • компания работает на ОСНО;
  • налог на прибыль считается методом начисления.

В налоговом учёте сомнительные долги признаются подобным образом, как и в бухгалтерском. То есть, платежи по задолженности были просрочены либо с высокой вероятностью будут просрочены.

Также отметим, что организации необходимо формировать резерв по сомнительным долгам ежемесячно или ежеквартально (в зависимости от отчётного периода по налогу на прибыль).

При формировании резерва в налоговом учёте рекомендуется закреплять данное решение в учётной политике.

Создание резерва по сомнительным долгам утверждается приказом. Проводки рассмотрим ниже. Сформированный резерв утверждается приказом.

picpicpicpcipcipic Пример приказа о создании резерва в налоговом учёте

picpicpicpicpic Схема создания резерва

ОР = сумма резерва за прошлый период – сумма безнадёжных долгов, возникших после предыдущего отчёта.

Читаем статью 266 п. 5 НК РФ:

  • если сумма текущего резерва больше ОР, то разница отражается во внереализационных расходах текущего отчётного периода;
  • если сумма резерва меньше ОР, то разница отражается во внереализационных доходах;
  • если резерва недостаточно для покрытия безнадёжных долгов, разницу нужно отнести в состав внереализационных расходов.

Как для бухгалтерского, так и для налогового учетов в целях создания РСД предназначен счет 63.

Для отражения расходов или доходов при создании РСД используют сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

Собрали проводки по созданию резерва по сомнительным долгам в таблице:

Дебет

Кредит

Описание

91.02

63

Сумма отнесена на прочие расходы

63

91.01

Отражено погашение задолженности

63

62 (60, 76)

Списание безнадежной задолженности покупателя за счет сумм, отраженных на сч. 63

Розничный товарооборот

Розничный товарооборот является показателем работы торгового предприятия, поэтому важно постоянно проводить его анализ. Основные задачи анализа розничного товарооборота:

  • проверка обоснованности плановой величины товарооборота;
  • проверка выполнения плана товарооборота за отчетный период (год, полугодие, квартал, месяц), по отдельным составляющим периода;
  • изучение динамики розничного товарооборота (изменения его объема по сравнению с предыдущим отчетным периодом);
  • рассмотрение состава товарооборота;
  • изучение структуры розничного товарооборота;
  • факторный анализ товарооборота
  • выявление резервов увеличения объема розничного товарооборота.

Выполнение плана розничного товарооборота зависит от многих факторов. Определим, как влияют на розничный товарооборот факторы, связанные с товарными фондами. Для этого составим товарный баланс. Он показывает связь между остатками товаров торговой организации на начало и конец периода, поступлением товаров от поставщиков, прочим выбытием товаров и величиной розничного товарооборота.

Товарный баланс (ТБ) можно представить в виде следующей формулы:

ТБ = Он + П = Р + В + Ок,

где Он — остаток товаров в торговой организации на начало года;

П — поступление товаров в торговую организацию от поставщиков за год;

Р — реализация товаров за год (розничный товарооборот);

В — прочее выбытие товаров (недостача, бой, лом, порча и уценка товаров, продажа другим торговым организациям);

Ок — остаток товаров в торговой организации на конец года.

Читайте также:  Гражданская пенсия военным пенсионерам в 2023 году

На величину розничного товарооборота влияют факторы, связанные с трудовыми ресурсами:

  • численность торговых работников;
  • производительность труда торговых работников.

На основании данных табл. 1 определим, как влияет на величину розничного товарооборота изменение среднесписочной численности продавцов (количественный фактор) и среднегодовой выработки одного продавца (качественный фактор). Для расчета влияния этих факторов применим способ разниц.

Таблица 1. Объем товарооборота торговой организации, тыс. руб.

Показатель

План

Факт

Отклонение от плана

Розничный товарооборот

12 000

12 480

480

Среднесписочное количество продавцов, чел.

250

240

–10

Среднегодовая выработка одного продавца

48

52

4

Норма оборачиваемости

Очень часто можно услышать вопрос: «Какие существуют нормы оборачиваемости и как их определять?».

Коэффициент оборачиваемости не имеет рекомендуемых значений. Закономерность одна: чем он выше, тем меньше времени товары находятся на складе, тем быстрее они превращаются в деньги.

В компаниях всегда используют понятие «норма оборачиваемости», и в каждой фирме она своя. Норма оборачиваемости — это количество дней или оборотов, за которое, по мнению руководства, должен быть реализован запас товара, чтобы торговлю можно было считать успешной.

В каждой отрасли и каждом регионе существуют свои нормы, для каждого поставщика, каждого вида или категории товаров — свои нормы. Многое зависит от логистики, объемов закупок и сроков поставки, надежности поставщика, роста рынка и спроса на товар. Если все поставщики местные, а оборот высокий, то коэффициенты могут достигать 30–40 оборотов в год. Если поставки идут с перебоями, поставщик ненадежен, спрос колеблется, то по аналогичному товару в дальнем регионе России оборачиваемость будет 10–12 оборотов в год. Это нормально.

Нормы оборачиваемости будут выше у небольших предприятий, работающих на конечного потребителя, и гораздо ниже у предприятий, которые производят продукцию группы А (средства производства). Причина — длительность производственного цикла.

Есть опасность грубого следования нормативам. Например, вы не вписываетесь в норматив по оборачиваемости и начинаете снижать страховой запас. Как результат, получаются провалы на складе, возникает дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Вы начинаете снижать размер заказа — растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются.

Норма является общим показателем. Следует реагировать и принимать меры, как только обнаруживается какая-то негативная тенденция: например, рост запасов опережает рост продаж, одновременно с ростом продаж снизилась оборачиваемость запасов. Тогда нужно оценить все товары внутри категории (возможно, какие-то отдельные наименования закупаются с избытком) и принять взвешенные решения:

  • искать новых поставщиков, способных обеспечить более короткие сроки поставки;
  • стимулировать продажи товара;
  • выделить ему приоритетное место в зале;
  • обучить продавцов консультировать покупателей по данному товару;
  • заменить товар на более известный бренд и т. д

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Может ли одна компания применять оба подхода?

Да, конечно, но не для того же типа финансовых активов.

Возьмем в качестве примера банк.

Банки обычно предоставляют много кредитов и, согласно МСФО (IFRS) 9, они должны применять общие модели для расчета ожидаемых кредитных убытков.

Но иногда банки могут иметь и другие финансовые активы.

Например, они могут арендовать дополнительные офисы и иметь дебиторскую задолженность по аренде.

Или они могут предоставлять консультационные услуги и взимать плату за это, и, таким образом, у них может появиться обычная торговая дебиторская задолженность.

Для этих видов активов один и тот же банк может применять упрощенный подход.

Правовые и законодательные акты, которыми можно руководствоваться

  1. Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
  2. Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
  3. ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
  4. ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
  5. ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
  6. Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
  7. Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
  8. Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
  9. Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.

Резерв по сомнительным долгам при взыскании долга через суд

У организации (общая система налогообложения) из-за несвоевременной оплаты заказчиком выполненных работ возникла дебиторская задолженность. Организация обратилась в суд. Судом вынесено решение о взыскании суммы задолженности с должника. На данный момент судебным приставом еще не вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возврате организации исполнительного документа. Учетной политикой для целей налогообложения установлено, что организация создает резерв по сомнительным долгам. Можно ли включить указанную задолженность в состав резерва по сомнительным долгам и когда можно будет списать эту задолженность окончательно?

Читайте также:  Выплаты ветеранам труда федерального значения в 2023 году в Башкирии

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

В силу п. 3 ст. 266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам (далее — Резерв) в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ. Суммы отчислений в Резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма Резерва определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого Резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму Резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого Резерва.

При этом сумма создаваемого Резерва не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Резерв может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Таким образом, п. 1 ст. 266 НК РФ устанавливает следующие критерии для признания задолженности сомнительной:

  • задолженность перед налогоплательщиком возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (дополнительно смотрите письма Минфина России от 08.12.2011 N 03-03-06/1/816, от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398);
  • задолженность не погашена в срок, определенный договором;
  • задолженность не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Каких-либо других критериев или ограничений для признания задолженности сомнительной нормы главы 25 НК РФ не предусматривают.

В рассматриваемой ситуации у организации имеется дебиторская задолженность за выполненные работы, срок оплаты которых, предусмотренный договором, истек. При этом задолженность не обеспечена ни залогом, ни поручительством, ни банковской гарантией. То есть все условия, установленные п. 1 ст. 266 НК РФ, для признания указанной задолженности сомнительной соблюдены. По нашему мнению, ни сам факт обращения организации в суд, ни вынесенное судом решение о взыскании с должника суммы задолженности не могут являться препятствием для признания дебиторской задолженности сомнительным долгом.

Таким образом, организация в данном случае должна была учитывать сумму дебиторской задолженности за выполненные работы при формировании Резерва в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 НК РФ.

Следует обратить внимание, что в случае формирования Резерва списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии со ст. 266 НК РФ, осуществляется за счет суммы созданного Резерва. В случае, если сумма созданного Резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266, пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Следовательно, организация может окончательно списать сумму дебиторской задолженности за выполненные работы в налоговом учете по факту ее признания безнадежным долгом.

В силу п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком:

  • по которым истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ). При этом имеются в виду законодательные и нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления (законы, указы, постановления, распоряжения и т.п.);
  • по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ). При этом долги, нереальные к взысканию, списываются в составе внереализационных расходов с даты исключения налогоплательщика-должника из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, с 01.01.2013 пункт 2 ст. 266 НК РФ дополнен абзацем вторым, согласно которому безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

  • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
  • у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Читайте также:  Как построить карьеру финансового консультанта в России?

Отметим, что в рассматриваемой ситуации не может иметь место списание непогашенной дебиторской задолженности по мотивам истечения срока исковой давности, так как организация обратилась в суд и судом вынесено решение о взыскании задолженности с контрагента. Поэтому указанная задолженность должна быть признана безнадежным долгом и списана по иным, чем пропуск срока исковой давности, основаниям. Такая позиция выражена, например, в постановлении ФАС Поволжского округа от 21.02.2012 N Ф06-584/12 по делу N А72-2866/2011.

Методика определения уровня платежеспособности

Задержка с оплатой за услуги или товары должна насторожить руководство кредитора. Его специалисты должны сразу же засесть за оценку финансового состояния дебитора. Сделать это можно разными путями, при этом в рамках закона:

  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Задолженность по сдаче имущества в аренду (лизинг)

Нередко у налогоплательщиков возникает вопрос о праве создания резерва по сомнительным долгам в отношении задолженности в виде арендных (лизинговых) платежей, если предоставление имущества в аренду (лизинг) предусмотрено уставом организации. В отношении задолженности, возникшей в связи с предоставлением имущества в пользование (аренду, лизинг и др.), необходимо учитывать следующее. В п. 4 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду) включаются в состав внереализационных доходов, если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном в ст. 249 НК РФ. Налогоплательщик вправе относить доходы в виде арендных (лизинговых) платежей к доходам от реализации услуг в соответствии со ст. 249 НК РФ, если деятельность по предоставлению имущества в аренду (лизинг) является уставным видом деятельности налогоплательщика и осуществляется им на систематической основе.

В то же время отметим, что независимо от того, в составе каких именно доходов (от реализации или внереализационных) учитываются поступления от предоставления имущества в аренду (лизинг), просроченная задолженность по таким платежам, не обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией, для целей налогообложения прибыли может быть признана сомнительной и учтена при расчете резерва по сомнительным долгам. Ведь она возникла в связи с реализацией услуг.

Как определить сумму сомнительных резервов в бухучете

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Оптимальной будет методика, приведенная в п. 4 ст. 266 НК РФ, по следующим причинам:

  • позволит снизить разницу между НУ и БУ расходов (доходов) по резервам;
  • не надо тратить время на поиск собственного алгоритма подсчета сумм резервов;
  • не нужно доказывать проверяющим, что собственная методика удовлетворяет требованиям в абз. 3 п. 70 приказа № 34н.

Как вариант, в учетной политике можно зафиксировать следующее.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете складываются по итогам инвентаризации дебиторской задолженности на конец года (иного отчетного периода) по следующему алгоритму:

Срок неисполнения обязательств, дней Действия
Менее 45 Не создавать
От 45 до 90 В объеме 50% от суммы долга
Свыше 90 На полную сумму долга

При неиспользовании резервов в течение года, идущего за годом их отражения в учете, они должны быть списаны 31 декабря на счет 91, субсчет «Прочие доходы».

Вопросы по резерву, требующие отражения в учетной политике

Из приведенной выше характеристики резерва СД очевидно, что часть вопросов, связанных с его созданием, должна быть решена организацией самостоятельно и, соответственно, закреплена в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008). В перечень таких вопросов входит установление:

  • Периодичности анализа задолженности на предмет выявления СД. Она может быть ежемесячной, ежеквартальной или ежегодной.
  • Критериев, по которым задолженность будет оцениваться как сомнительная.
  • Признаков, по которым контрагент будет признаваться неспособным к оплате задолженности.
  • Критериев, определяющих вероятность погашения долга и позволяющих установить величину той суммы, которая не будет оплачена. Она может не совпадать с общей величиной имеющейся задолженности.
  • Алгоритма расчета величины создаваемого резерва.

При этом фиксирование самого факта создания или несоздания резерва в бухгалтерской учетной политике необязательно, т. к. ПБУ о бухучете и бухотчетности обязывает его создавать, если СД имеет место. Целью появления такой обязанности является повышение достоверности данных бухучета и бухотчетности, чего требует п. 1 ст. 13 закона РФ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *