Может ли ресурсоснабжающая организация взыскивать долги с потребителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли ресурсоснабжающая организация взыскивать долги с потребителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.

Примеры из арбитражной практики

В частности, арбитры АС ВВО полагают: действующее законодательство не позволяет прийти к выводу, что обязанности УК по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (отсутствия) договора ресурсоснабжения. Они считают, что обязанность УК предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с РСО (постановления АС ВВО от 03.08.2015 № Ф01-2744/2015, Ф01-2745/2015, от 20.07.2015 № Ф01-2662/2015, от 23.04.2015 № Ф01-1208/2015).

Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований

Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).

Неплатежи со стороны собственников

Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?

Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.

Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.

Законодательство позволяет списывать коммунальные долги. Но это касается случая, когда пропущен срок исковой давности — три года. «Если задолженность за коммунальные услуги более трех лет, то в судебном порядке можно заявить о пропущенном сроке исковой давности и суд откажет во взыскании задолженности. То есть суд взыщет долги только за последние три года», — пояснила Вита Завацкая из АЮР.

Также возможно списание задолженности, если должник признан банкротом. Это означает что по решению суда он освобожден от уплаты долгов, а у поставщика коммунальной услуги имеется основание списания задолженности в соответствии с принятым судебным решением. «Но следует учитывать, что абонент не освобождается от уплаты текущих начислений за услуги ЖКХ», — добавила эксперт.

Физлицо имеет право самостоятельно инициировать процедуру банкротства, уточнил Дмитрий Кириллов. Сейчас существует два варианта банкротства физического лица: внесудебное (если общий размер задолженности от 50 до 500 тыс. руб) и судебное (если требования к гражданину составляют не менее чем 500 тыс. руб.).

«Банкротство физического лица — это серьезная процедура, требующая финансовых и временных затрат. Кроме того, отсутствует однозначная гарантия, что физическое лицо будет освобождено от задолженности, поскольку существуют установленные законом ограничения для освобождения лица от задолженности», — предупредил юрист.

Списание задолженности возможно в связи со смертью должника. Однако, когда жилье передается по наследству, вместе с ним наследник получает и обязанность выплачивать долги. Также списание долгов по ЖКХ допускается на основании вынесенного судебным приставом постановления о невозможности взыскания задолженности.

Способы взыскания долгов до суда

Большинство управляющих или ресурсоснабжающих организаций не могут позволить себе содержать полноценный колл-центр для работы с неплательщиками. Это повлечет слишком большие расходы. Так как у одной компании могут быть одновременно сотни и тысячи должников, звонки каждому из них занимали бы все рабочее время специалистов.

Поэтому персональный обзвон неплательщиков по ЖКУ практикуется редко.

Досудебное взыскание задолженности по коммунальным услугам может включать:

  • направление документов по почте (письма, расчеты, предупреждения, уведомления и т.д.);
  • выезд на дом для вручения документов под роспись;
  • размещение сведений о долгах на сайте УК, в местах общего пользования дома, в общедомовых чатах и т.д. (там указываются не фамилии должников, а номера квартир);
  • прием неплательщиков, рассмотрение их обращений и жалоб по расчету задолженности.

Взыскание задолженности в судебном порядке по решению судьи. Управляющей компании потребуется предоставить в суд в качестве доказательств протокол ОСС о выборе способа управления домом и утверждении условий договора (ст.161, 162 ЖК РФ), расчёт и сумму задолженности с данными о наименовании всех видов работ и услуг, периоде выполнения.

Зачастую управляющим компаниям и судебным приставам приходится разыскивать должника, поскольку он может даже не проживать по указанному адресу регистрации. На весь период розыска должника исполнительное производство по делу приостанавливается. Денежные средства, заплаченные судебному приставу-исполнителю управляющей компанией для розыска должника (п.2 ст.28 Закона об исполнительном производстве), компенсируются затем должником.

  • автомобиль;
  • право требования к другим физическим или юридическим лицам;
  • банковские счета и вклады;
  • компании, обладающие каким-либо имуществом.

Претензия о взыскании задолженности: образец и правила составления

Размер процентов для юридического лица определяется существующей в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Иной размер процентов Договором не предусмотрен. На сегодняшний день учетная ставка (ставка рефинансирования) Центрального банка РФ составляет 8,25% годовых.

Необходимо заметить, что оба указанных метода нельзя рассматривать как два отдельных способа урегулирования спора о взыскании задолженности. Вернее сказать, они являются взаимосвязанными и последовательными. В некоторых случаях законодательством установлена невозможность обращения в суд без проведения досудебных мер по урегулированию спора (например, это споры по договорам перевозки грузов, транспортной экспедиции).

Обращение взыскания на имущественные права возможно

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 68 Закона N 229-ФЗ одной из мер принудительного исполнения, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения от должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, является обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде. В п. 1 ч. 1 ст. 75 того же Закона конкретизировано, что в рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено на принадлежащие должнику имущественные права, в том числе на право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как перед кредитором, включая право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др. (дебиторская задолженность).

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В Обзоре судебной практики ВС РФ N 1 (2016), утвержденном Президиумом ВС РФ 13.04.2016 (см. также Определение ВС РФ от 06.11.2015 по делу N 301-ЭС15-6372, А31-4495/2014), сформулированы следующие выводы:

  • по договору, заключенному с расчетным центром, УК получает денежные средства на свой счет;
  • на такое имущественное право (право получения денежных средств по договору с расчетным центром) может быть обращено взыскание;
  • само по себе принятие судебным приставом-исполнителем постановления об обращении взыскания на имущественное право УК на получение денежных средств, поступающих от собственников помещений платежному агенту, не противоречит действующему законодательству.

Сможет ли ресурсоснабжающая организация взыскать с меня задолженость

Управляющие организации (30-40% от общего количества) часто задерживают расчеты с РСО. Собираемость оплаты за услуги у снабжающих организаций составляет в среднем 80%, что заставляет поставщиков ресурсов работать себе в убыток. Прямой договор между собственником жилого помещения и РСО позволит осуществлять расчеты с гражданами напрямую, минуя посредников в виде управляющих компаний. Тогда УК, ТСЖ избавятся от обязанности собирать долги с потребителей.

Управляющие организации, предоставив РСО возможность прямых взаиморасчетов с потребителями, смогут снизить налог на прибыль и перейти на упрощенную схему налогообложения. При прямом договоре исключена возможность банкротства управляющей организации из-за накопившихся долгов перед РСО. Даже если задолженность и возникла, то управляющая организация не сможет компенсировать ее за счет средств, собранных на капремонт или текущие издержки. Это позволит требовать напрямую с РСО перерасчета за плохое качество поставляемых ресурсов.

Из недостатков таких договоров выделяют следующие особенности:

  • необходимость различать платежные документы управляющей организации и РСО;

  • потребность реструктуризации управления РСО – организация должна будет внести изменения в устав, создать отдел по взаимодействию с физическими лицами, если ранее такого подразделения в составе юридического лица не было предусмотрено;

  • коммерческая нагрузка на РСО – при обращении гражданам для перерасчета платежей понадобятся дополнительные расходы на расширении бухгалтерии, найма специалистов по взаимодействию с клиентами. РСО придется работать с претензиями граждан, вести разъяснительную работу населения.;

  • необходимость работы с просроченной задолженностью граждан. Должны быть также исключены «двойные квитанции», запутывающие должников;

  • сложности с разграничением зоны ответственности между УК и РСО. Возможны споры по вопросу, кто за какие ресурсы и коммуникации отвечает. Так, претензии жителей о слабом напоре воды или недостаточном отоплении могут «перекидываться» между РСО и УК, которая по-прежнему обязана отвечать за управление МКД. Если жильцы подадут жалобу из-за слабого напора воды, то РСО переложит вину на УК, мотивируя слабой напор прогнившими трубами внутри дома. В свою очередь, компании также могут ссылаться на ветхие коммуникации поставщика ресурсов.

Не исключены проблемы, связанные с бумажной волокитой у сотрудников среднего и низшего звена РСО. На практике, РСО не торопятся заключать договоры напрямую с гражданами-потребителями, хотя подобная возможность предоставлена Постановлением Правительства РФ № 354 и ФЗ № 59 от 03.04.2018 года. При наличии прямого договора, на поставляющую организацию также возлагается обязанность передавать в РСО показания индивидуальных и общедомовых счетчиков.

Перечень коммунальных услуг, за которые нужно платить, зависит от вида помещения и степени его благоустройства.

Согласно ст. 154 ЖК РФ, коммунальные платежи могут начисляться:

  • за холодную воду;
  • за горячую воду;
  • за отопление помещений (тепловая энергия);
  • за электрическую энергию;
  • за газ, в том числе в баллонах;
  • за твердое топливо (при наличии печного отопления);
  • за отведение сточных вод (канализация);
  • за вывод ТБО.

Структура коммунальных платежей всегда указывается в квитанции или едином платежном документе. Если владелец квартиры или нежилого помещения не согласен с начислениями или хочет проверить обоснованность расчета, он может обратиться за разъяснениями к управляющей или ресурсоснабжающей организацией.

Базовые тарифы на услуги ЖКХ утверждаются федеральными и региональными властями. Ежегодные индексы повышения тарифов утверждает правительство РФ для каждого региона. Точный размер платежей на отдельные виды услуг может увеличиваться по условиям договора с управляющей компании, или же — по решению собственников МКД.

Для ответа на этот вопрос смотрим статью 153 ЖК РФ. Платить коммуналку обязаны:

  • собственники квартир в МКД;
  • наниматели жилых помещений — в том случае, если квартира не приватизирована, а относится к категории так называемого найма;
  • собственники или арендаторы нежилых помещений в МКД;
  • собственники частных строений — жилой дом, дача в статусе жилья и т.д;
  • члены жилищного кооператива.

Если кроме собственника в квартире проживают и зарегистрированы другие лица, то квитанции все равно будут приходить на имя владельца. Однако расчет по отдельным видам услуг может осуществляться по количеству проживающих.

Например, такое правило действует для начисления платежей за газ, холодную и горячую воду, если в квартире нет счетчика. При наличии счетчика начисление платежей осуществляется за фактическое потребление коммунальных ресурсов. За отопление плата начисляется, исходя из общей площади помещений.

Начислять коммунальные платежи, выставлять квитанции и взыскивать задолженность могут:

  • управляющие компании — УК;
  • ресурсоснабжающие организации, если с ними заключен прямой договор;
  • сбытовые компании (при платежах за электроэнергию и газ);
  • расчетные центры, которым по договору передаются полномочия по сбору и взысканию платежей.

Собственник квартиры или нежилого помещения, оплативший квитанцию, может требовать от жильцов пропорциональную часть платы. Это особенно актуально при сдаче квартиры (или ее части) в аренду. Квитанции будут приходить на имя владельца недвижимости.

Читайте также:  Как проходит процедура развода в ЗАГСе по обоюдному согласию

Порядок их оплаты может предусматриваться договором аренды или по устному соглашению сторон. Если возникнет задолженность, ее однозначно будут взыскивать с собственника. И проблемы при неуплате за ЖКХ всегда возникают только у собственника.

Ресурсоснабжающая организация — что это и как заключить прямой договор с ней?

Уведомление о задолженности носит информативный характер. Этот документ обычно направляется через 3 месяца с момента образования долга. В уведомлении следует указать:

  • наименование и реквизиты управляющей организации;
  • данные неплательщика;
  • размер долга;
  • период его формирования;
  • сумму дополнительных начислений в виде штрафных санкций (пени);
  • сроки погашения;
  • время встречи для выяснения обстоятельств;
  • возможность получения субсидии;
  • последствия неуплаты, например, отключение услуг;
  • дату составления документа.

Уведомление можно вручить должнику лично под роспись или направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае стандартной задержки оплаты начисление пени за просрочку коммунальных платежей в 2021 году происходит в соответствии с ч. 14 ст. 155 ЖК РФ:

  • если платеж не проведен с 31 по 90 день после последней оплаты, за каждый день начисляется 1/300 от ставки рефинансирования (то есть 1/300 от 7,5%);
  • после 91 дня просрочки платежа процент составит 1/130 от ставки рефинансирования (1/130 от 7,5%).

Встреча с должником позволит выяснить, почему он не вносит плату за коммунальные услуги. Иногда это вызвано обстоятельствами, не зависящими от него лично, например, потерей дееспособности.

В связи с тем, что судебная система Российской Федерации имеет многоуровневую организацию, важно учитывать подсудность, чтобы сэкономить свое время при подаче искового заявления о взыскании коммунальных платежей.

При выборе уровня суда стоит ориентироваться на общую сумму (цену), заявленную в иске. Например, решение суда о взыскании коммунальных платежей с зарегистрированных лиц или с собственника помещения должно приниматься по следующим правилам подсудности:

  • если обслуживающая организация или поставщик услуг требует выплатить в общей сложности до 50 тысяч рублей, спор решается у мирового судьи;
  • если цена иска превышает 50 тысяч, следует обращаться в районный суд.

В исковом производстве рассмотрение коммунального спора начинается с подачи иска о взыскании платежей. Заявление, кроме стандартных данных об ответчике и истце, должно включать в себя:

  • адрес жилья;
  • период задолженности;
  • сумму долга;
  • период просрочки, сумму пени и штрафов;
  • судебные издержки, которые следует взыскать с должника;
  • расходы, понесенные на отключение или подключение услуг;
  • принятые досудебные меры. Они станут дополнительным аргументом в пользу истца.

Если ресурсы потреблены, счет выставлен, а оплата так и не поступила, необходимость взыскания долга очевидна. Как правило, иск удовлетворяется полностью. Однако, как показывает судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам, судьи стремятся поддержать потребителя в сложных обстоятельствах. Например, они предлагают заключить мировое соглашение между сторонами. Поэтому должнику стоит явиться на заседание, а не избегать его.

Мировое соглашение позволяет разработать приемлемый для сторон график погашения задолженности.

Если договориться не удается, ответчик вправе озвучить в суде свои возражения. При наличии уважительных обстоятельств это может привести к значительному сокращению суммы иска за счет пересмотра пени по решению суда.

Отношения между собственниками жилья, то есть — потребителями, и организациями, которые предоставляют коммунальные услуги, то есть исполнителями, регулируются Жилищным Кодексом, а также Постановлением Правительства под номером 354. Многие функции возложены на договоры, которые подписывают потребитель и исполнитель.

Но есть аспекты их взаимоотношений, которые не зависят ни от соглашения, ни от других законов. Речь идет о сроке исковой давности по общей задолженности и по долгам за какую-нибудь одну услугу. Здесь основанием служит Гражданский кодекс и его 195 статья. ЖКХ или управляющая компания могут, в случае неуплаты платежей в течение длительного времени подать в суд на потребителя.

Поэтому нужно знать свои права, которые закреплены законодательством. По ст. 195 ГК РФ исковой давностью можно считать срок, который отведен для защиты права пострадавшей стороны. Пострадавшей стороной в этом случае выступает ЖКХ или управляющая компания, которая не получает оплату за предоставленные услуги.

Поскольку этот срок — императивный, то есть не может быть заменен, то нужно иметь представление об этом временном промежутке.

Сроком исковой давности может воспользоваться как потребитель, так и исполнитель. Есть 2 вида сроков:

  • общий, который длится 3 года;
  • специальный, для особых случаев, у него есть своя классификация.

Срок исковой давности не может превысить 10 лет. Начало этого периода считается со дня нарушения.

Специальный также делится на следующие временные периоды:

  • 3-месячный срок — при нарушении права преимущественной покупки;
  • 6-месячный срок — по искам чекодателя;
  • 1 год — по перевозкам грузов;
  • 2 года — недостатки товара и по страхованию;
  • 5 лет — иски по недостаткам в строительстве;
  • 6 лет — по загрязнению нефтью;
  • 10 лет — связан с морскими перевозками.

Есть требования, по которым устанавливаются специальные периоды исковой давности. Стороны не смогут изменить эти сроки, но могут воспользоваться Кодексом для их приостановления или перерыва.

Какими нормативными документами регулируется вопрос?

Все вопросы касательно формирования коммунальной задолженности и ее погашения регулируют нормативно-правовые акты. К ним относятся такие:

  • Жилищный Кодекс. В нем рассмотрены срок задолженности, порядок начисления пени и ряд других вопросов.
  • Постановление №22 Пленума Верховного суда. Рассматривает вопросы судовых споров по поводу коммунальных задолженностей.
  • Постановление №354. Утверждает трактовку понятия суммы долга, порядок расчета величины платы за коммунальные услуги и ее распределения между зарегистрированными на жилплощади лицами.
  • Гражданский Кодекс. Закрепляет обязанность собственника содержать в порядке свое недвижимое имущество и своевременно оплачивать коммуналку.
  • ФЗ №230 от 3 июля 2016 г. Регулирует деятельность коллекторских агентств по взысканию долгов и правила взаимодействия с ними должников.

Регулярно нормативная база пересматривается и обновляется. Поэтому важно знать положения актуальных редакций. Также надо учитывать, что на местном уровне принимаются локальные акты. Они регулируют все вопросы по коммунальным долгам в каждом регионе.

Спорные вопросы заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями

07.02.2020 09:56 7 Февраля 2020 в 9:56

В апреле 2020 года исполняется два года закону, сделавшим возможным предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией (РСО), региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Два года – достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые итоги работы выстроенного государством правового механизма. Один из самых спорных вопросов, возникающих при прямых договорах с РСО – кто будет выполнять тут функционал исполнителя коммунальной услуги, который прописан в законе. До реализации механизма прямых договоров действовала следующая схема предоставления коммунальных услуг: Потребитель (первое звено), затем исполнитель (срединное второе звено), затем РСО (третье звено – поставщик ресурса). В законе роль исполнителя определена предельно четко: исполнитель – это «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги» (п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).То есть, исполнитель это тот, кто предоставляет коммунальные услуги. В законе не сказано про то, что исполнителем может не быть РСО. И более того, формулировка ст. 157.2 ЖК РФ говорит о том, что предоставление коммунальных услуг осуществляется РСО и региональным оператором по обращению с ТКО. Поэтому именно эти организации являются исполнителем.Почему возникают споры о том, кто исполнитель? Потому что за исполнителем числится большой объем обязанностей, установленных в Правилах № 354. В их числе, например:- ввод прибора учета в эксплуатацию- ведение коммерческого учета (сбор показаний)- контроль несанкционированного вмешательства и подключения к приборам учета- ограничение предоставления коммунальных услуг- десятки иных обязанностей, установленных в п. 31 Правил № 354.В ситуации перехода на прямые договора обязанности исполнителя переходят на РСО, которые крайне неохотно их исполняют. Многие РСО считают, что они не являются исполнителями коммунальной услуги соответствующего вида, а занимаются только сбором денег за поставленный ресурс. Это позиция является ошибочной и может быть обжалована в жилищной инспекции субъекта в порядке ст. 20 ЖК РФ.Довольно интересная ситуация складывается с предоставлением коммунальной услуги в случае наличия в доме индивидуального теплового пункта (ИТП). В этой ситуации в дом идет одна труба с коммунальным ресурсом в виде тепловой энергии. А горячая вода готовиться на оборудовании, которое обслуживает управляющая домом организация. Первоначально в 2018 году позиция Минстроя России строилась на том, что заключать прямые договора в случае наличия в доме ИТП – нельзя. Например, в Письме Минстроя России от 07.05.2018 № 20237-ОГ/04 «О коммунальной услуге по отоплению и горячему водоснабжению» в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.

Читайте также:  Эмиграция в Чехию из России

Отношения и взаимодействие

Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.

На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.

Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Справка: если задолженность по счетам возрастет, то ресурсоснабжающая компания может вызвать представителя управляющей компании в суд, где постарается взыскать с нее долг.

Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.

Управляющая компания: может ли она быть поставщиком ресурсов

Если возникает вопрос о том, может быть РСО управляющей компанией, то почему не возникает вопрос о том, может ли УК поставлять ресурсы. Попробуем разобраться.

Управляющая компания – это исключительно юридическое лицо, на которое возложена функция управления многоквартирным домом.

Это не значит, что УК просто управляет и ничего не делает. Абсолютно нет. Она обязана содержать весь дом в том состоянии, которое позволит жильцам дома получать все услуги ЖКХ в полном объеме.

Фактически, УК – это поставщик услуг. Например, вывоз мусора, уборка территории, осмотр технического состояния вентиляционных шахт и т.д. Таких услуг много. И каждый житель имеет полное право ознакомиться с перечнем услуг, за которые он платит, напрямую обратившись в УК. Некоторые даже организации полностью в квитанциях расписывают свой тариф на ЖКХ, что весьма правильно и рационально.

Но УК никогда не будет РСО. У неё фактически тех ресурсов, которые она может поставлять. Но на нее возложены совсем другие обязанности: покрасить стены, починить перила, отремонтировать детскую площадку и т.д. Все это должно быть выполнено именно работниками УК, о чем должно быть обязательно сообщено в договоре подряда.

Также данные юридические лица имеют разный статус:

  • УК – это подрядчик, который выполняет услуги. Такая компания непосредственно заключает договор с жильцами дома;
  • РСО – это субподрядчик, поскольку она подписывает соглашение непосредственно с УК.

Но возникает вполне логичный вопрос: неужели нельзя РСО сразу миновать посредника, то есть УК, а напрямую заключать договора с жильцами? Да, такая возможность РСО предоставляется. Но будет ли это выгодно самим потребителям неизвестно.

Когда можно напрямую заключать договора между РСО и жильцами:

  1. Когда ресурсами пользуется собственник частного дома;
  2. Когда сами жильцы управляют своим домом через некое объединение или уполномоченное лицо;
  3. Когда есть некий люфт времени от момента переподписания договора с УК или выбором нового управленца;
  4. В случае, когда УК будет иметь задолженность перед самой ресурсоснабжающей организацией.

Все перечисленные причины могут служить основанием для того, чтобы РСО стала управляющей организацией.

Что такое ресурсоснабжающая компания (РСО)?

Что представляет собой РСО? Многие не знакомы с подобным термином и полагают, что за свет, газ и воду в их доме несет ответственность представительство управляющей компании. Ресурсоснабжающая организация — это производитель необходимого ресурса и одновременно его поставщик.

К примеру, вода – это заслуга городского водоканала, который по трубам направляет ее к вашему дому. Если говорить об отоплении в холодное время года, то за это несут ответственность сразу несколько организаций. Для домов с индивидуальным обеспечением тепла действуют свои котельные отопительные станции, установленные во дворах или на крышах, а для тех, кто питается теплом за счет города – теплосети.

Поставщиком электроэнергии являются гидроэлектростанции, которые, в зависимости от населенности города, могут встречаться часто или же быть одной на целый город. Поставщиком газа является городская газовая служба.

Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством.

Отношения и взаимодействие

Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.

На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.

Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Справка: если задолженность по счетам возрастет, то ресурсоснабжающая компания может вызвать представителя управляющей компании в суд, где постарается взыскать с нее долг.

Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *