Кто является субъектом малого предпринимательства в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто является субъектом малого предпринимательства в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Предельная величина дохода для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса – 2 млрд руб., которая установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265.

Согласно п. 1 данного Постановления, предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяются в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам.

В соответствии со ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяются в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, а внереализационные доходы — в порядке, установленном ст. 250 НК РФ. Из суммы доходов исключаются суммы налогов, предъявленные поставщиком покупателю.

Организации, применяющие УСН, в соответствии со ст. 346.15 НК РФ также учитывают в составе доходов доходы от реализации и внереализационные доходы, определение которым дано в ст. 248 НК РФ.

Таким образом, для подтверждения предельного размера дохода следует ориентироваться на налоговые декларации за соответствующий период.

Аналогичные выводы следуют из Писем Минфина России от 06.04.2021 N 03-03-07/25152, от 30.01.2018 N 03-11-06/2/4870.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

С какого момента организация может применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для малых и средних предприятий

Для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего предпринимательства, применяются пониженные тарифы страховых взносов Совокупный тариф составляет 15% (вместо 30%) для выплат в пользу физических лиц, превышающих МРОТ на начало расчетного периода. Величина МРОТ в 2023 г. равна 16 242 руб. (пп. 17 п. 1, п. 2.1 ст. 427 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 19.12.2022 N 522-ФЗ).

Плательщики страховых взносов начинают применять пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа месяца, в котором сведения о них внесены в реестр МСП; а заканчивают — с 1-го числа месяца, в котором сведения о них были исключены из реестра МСП (Письма Минфина России от 29.05.2023 N 03-15-06/48898, от 08.12.2022 N 03-15-05/120508, от 20.01.2022 N 03-15-05/2932, от 03.06.2021 N 03-15-06/43307, от 07.04.2021 N 03-15-06/25772).

Принципы формирования

Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.

Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:

  • Общие сведения.
  • Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
  • Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
  • Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.

I. Критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства
Читайте также:  Сколько раз можно получить налоговый вычет при покупке квартиры за наличные в жизни

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

2. Среднесписочная численность работников за предшествующий включению в реестр календарный год для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств не должна превышать:

  • до 15 человек включительно для микропредприятий;
  • до 100 человек включительно для малых предприятий;
  • от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
  • до 1000 человек включительно для субъектов, которые входят в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 №1412.

Для компаний есть дополнительный критерий отнесения к субъектам МСП – участие в уставном капитале иных организаций:

  • до 49% капитала – доля организаций, которые не являются субъектами МСП (крупный бизнес и иностранные компании);

  • до 25% капитала – доля государства, муниципалитетов, общественных объединений и фондов.

Критерий по уставному капиталу не применяется к резидентам «Сколково» и ряду инновационных компаний. Аналогично с ООО со 100-процентным участием общественных объединений инвалидов, а также с участием иностранных компаний, которые по критериям дохода и числа работников могут быть отнесены к малым или средним предприятиям по российскому законодательству (кроме офшоров).

Проверка критерия по уставному капиталу проводится автоматически по ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). Подтверждение соответствия ему нужно только для акционерных обществ (поскольку в ЕГРЮЛ нет данных об акционерах). Перечни АО, которые соответствуют критерию, направляют в Федеральную налоговую службу (ФНС) держатели реестров акционеров (держатель должен быть указан в ЕГРЮЛ в сведениях об акционерном обществе).

Кто направляет списки организаций, к которым не применяется критерий по уставному капиталу:

  • перечни инновационных компаний – фонд «Сколково», биржи, Минэкономразвития или Минобрнауки;

  • перечни ООО с иностранными участниками – аудиторы;

  • перечни ООО объединений инвалидов – общероссийские общественные объединения инвалидов.

Требования к доле участия в уставном капитале субъектов МСП

По общему правилу требования к доле участия в уставном капитале субъектов малого и среднего бизнеса таковы:

  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) могут владеть суммарно не более чем 25 % процентами долей в уставном капитале ООО, складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % процентами голосующих акций АО;
  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами МСП, могут владеть суммарно не более чем 49 % процентами долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % процентами голосующих акций АО.

Следовательно, компания малого или среднего бизнеса минимум на 51 % должна состоять из вкладов субъектов МСП.

На микропредприятия также распространяются эти ограничения по структуре уставного капитала.

В то же время предусмотренное ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не распространяется:

1. на участников хозяйственных обществ — иностранных юрлиц, у которых доход, полученный от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год составляет от 101 до 250-ти человек. Исключение – иностранные ЮЛ, местонахождения которых включено в перечень офшорных зон;

2. на АО и ООО:

  • акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями которых являются ЮЛ, включенные в утвержденный Правительством перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25 %.
Читайте также:  На какие льготы может рассчитывать семья с двумя детьми в 2023 году

Льготы и особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства

Все компании и ИП, попавшие в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, по умолчанию имеют право на льготы, предложенные государством для поддержки этих категорий юрлиц. Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы дать людям возможность выйти из теневого бизнеса и развивать новые виды инновационной деятельности, обеспечить их соцподдержкой на рабочих местах. Самый эффективный способ добиться этого – создать льготы для субъектов малого предпринимательства и послабления при уплате налогов.

Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства существовали давно в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН. В последние годы к ним добавилась новая форма – налог на доходы для самозанятых, статус которых получил правовое положение субъектов малого предпринимательства.

В 2020 и 2021 годах из-за проблем и осложнений, которые принес бизнесу коронавирус, для организаций и предпринимателей, которые попадают под критерии субъектов малого предпринимательства, введены дополнительные льготы:

  • по налогам: списание платежей или отсрочки, возврат уплаченного самозанятыми налога, перенос сроков представления деклараций;
  • отсрочки по кредитам и дополнительное кредитование на льготных условиях, в том числе – для выплаты зарплат сотрудникам;
  • выплаты на официально оформленных сотрудников;
  • арендные каникулы.

Компании и ИП, подходящие под критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, включаются в Единый реестр МСП. За его формирование и публикацию отвечает налоговая служба. Ежегодно она обновляет данные этого реестра с учетом актуальных сведений, в том числе тех, которые налогоплательщики подают в составе отчетности.

Данные реестра доступны для любого пользователя на сайте ФНС. В форме поиска достаточно ввести один из параметров – ИНН, ОГРН / ОГРНИП или название компании (ФИО предпринимателя). Минимальный набор данных о субъекте, показанных после обработки запроса, таков:

  • наименование фирмы / имя ИП;
  • ИНН, ОГРН или ОГРНИП;
  • основной вид деятельности;
  • к какой категории МСП он относится;
  • дата внесения информации в соответствующий реестр;
  • указание на то, является ли субъект вновь зарегистрированным, а также социальным предприятием.

Чем хорош статус МСП.

Малый и средний бизнес в РФ всячески поддерживается государством — пользуется льготами, утвержденными только для реестра МСП. Государство регулярно продумывает, как снизить налоговую и другие административно-социальные нагрузки для этих организаций/предприятий, конечно, получая при этом рост рабочих мест, увеличение занятости населения, снижение социальной неудовлетворенности общества.

Итак, какие преимущества у предприятий/организаций, входящих в реестр МСП:

  • сниженные налоговые ставки:
    • ОМС -5%
    • отчисления в пенсионный фонд — 10%
    • отчисления в фонд ОСС – обязательного социального страхования — по случаю временной нетрудоспособности (болезни) и в связи с материнством — 0%;
  • упрощенный бухгалтерский учет:
    • использование упрощенных форм бухгалтерского баланса,
    • возможность вести учет по УСН,
    • не проводить обязательный аудит бухгалтерской отчетности;
  • аренда государственного имущества (земли, недвижимости, оборудования) на льготных условиях – по заниженным ставкам или безвозмездно;
  • официальное «предупреждение» вместо штрафа за первое административное нарушение если не было причинено вреда для жизни и не нанесен ущерб безопасности государству (подробнее статьи 4.1.1 и 3.4 КоАП);
  • государственные и муниципальные гарантии (при заключении субъектом МСП кредитного договора госорган может выступать гарантом по кредитному обязательству);
  • бюджетное субсидирование и инвестирование:
    • субсидии на компенсацию затрат на выпуск акций,
    • компенсация части расходов, возникших из-за введения режима нерабочих дней (ст.17 209-ФЗ и ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
  • сокращенные сроки проверок:
    • проверка не должна длиться более 50 часов, вместо обычных 10 рабочих дней,
    • в 2022 году не проводятся прокурорские проверки в сфере лицензионного контроля, образования, здравоохранения, транспорта и др.
  • небольшое количество внутрикадровых документов: микропредприятия имеют возможность не принимать внутренние нормативные акты для сотрудников, а трудовые договоры заключать по типовой форме.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Рост в сегменте МСП продолжается еще с прошлого года, указывает, в свою очередь, генеральный директор платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. Так, число субъектов малого и среднего предпринимательства в 2022 году выросло по сравнению с 2021 годом на 2%. И это на фоне масштабных чисток реестра со стороны ФНС, удаляющих из списка брошенные и фиктивные компании. Выросло за прошлый год и число занятых в сегменте — на 4%, до 15 млн работников.

«Откуда рост в не самые, казалось бы, благоприятные для бизнеса времена? А ответов тут несколько. Это и тот факт, что бизнес за прошедший год успешно адаптировался под текущие реалии, предприниматели оценили риски, нашли новые подходы, ниши, линии поставок, рынки сбыта, перестали занимать выжидательную позицию и перешли к действиям. То есть, мало по малу сегмент оживает, приходит в себя после потрясений прошлого года и возвращается к работе. А способствует ему в этом программы поддержки предпринимателей, вроде доступных льготных кредитов», – говорит Анастасия Ускова.

Наличие этих программ и желание оптимизировать налогообложение и процессы в кризис, добавляет эксперт, также провоцирует переход крупного бизнеса в разряд МСП — его дробление с целью оптимизации. Этот факт также влияет на позитивную динамику числа субъектов МСП, заключает она.

Следует, впрочем, отметить, что к данному процессу с подозрением относится упомянутая выше ФНС. Известен недавний случай, когда отнюдь не крупный (ему-то все нипочем), а относящийся к МСП семейный бизнес, многоплановый по характеру, будучи раздроблен по направлениям на ряд юрлиц, стал объектом претензий на немалую сумму со стороны ФНС, а затем его владельцы попали и в поле внимания и следственных органов.

Новым предпринимателям, которых, как видим, все больше, нужно быть особенно осторожными в этом отношении. Поощряя малый бизнес — удобством регистрации, где-то (по крайней мере по отчетам) даже финансово, минимизацией проверок — государство в то же время весьма озабочено наполнением казны. И забывать об этом не стоит.

Читайте также:  Лицензия на алкоголь в Казахстане 2023 год

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Надзорные каникулы для малого бизнеса

В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ действует мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.

Каникулы не распространяются на налоговые проверки, проверки в области радиационной безопасности, атомной энергии и гостайны, контроль качества аудиторских организаций, федерального пробирного надзора, плановые проверки, по которым установлены категории риска и классы опасности.

Также не могут рассчитывать на каникулы ООО и ИП, которые:

  • за последние три года привлекались к административной ответственности за грубые нарушения, или их деятельность приостанавливали за административное правонарушение;
  • ведут деятельность в социальной сфере, образовании, здравоохранении, теплоснабжении, электроэнергетики и по лицензируемым видам деятельности.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

  • Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

  • Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

  • Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

  • Минимум кадровой документации;

  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

  • Право на субсидии и гранты;
  • На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

ФСБУ 5/2019: как учитывать запасы с 2021 года

В общем случае организация должна переоценивать запасы на каждую отчётную дату и создавать резерв для уменьшения их стоимости в случае обесценения (п. 28 – 31 ФСБУ 5/2019).

Малые предприятия могут не проводить переоценку и учитывать запасы по фактической себестоимости.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация не создает резерв под обесценение запасов и отражает запасы на отчётную дату по фактической себестоимости (п. 32 ФСБУ 5/2019)».

Льгота по «управленческим» запасам теперь распространяется не только на малые предприятия, но и вообще на все организации. До 2021 года право не учитывать такие запасы было только у организаций с упрощенным учётом. Компания может принять решение не применять ФСБУ 5/2019 для «управленческих» запасов и списывать их стоимость сразу в момент покупки. Это могут быть, например, канцтовары или расходные материалы для оргтехники.

Примерная формулировка для учётной политики:

«Организация при учёте запасов, которые предназначены для управленческих нужд, не использует ФСБУ 5/2019. Затраты, входящие в стоимость таких запасов, включаются в расходы периода, в котором они произведены (п. 2 ФСБУ 5/2019)».

Если компания использует общую систему налогообложения и платит налог на прибыль, то лучше не отказываться от бухучёта «управленческих» запасов. Ведь их все равно придется отражать в налоговом учёте, а значит — возникнут разницы, что усложнит учётную работу.

Организации на УСН, напротив, могут без особых проблем не отражать «управленческие» запасы в бухучёте. При объекте «Доходы» расходы вообще не нужны для расчёта налога, а для объекта «Доходы минус расходы» расходы признаются в момент их оплаты и не зависят от моментов получения и использования запасов.

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Изменить численность по отраслям

Бизнес-объединение «Деловая России» сейчас готовит свой пакет предложений для правительства РФ о критериях отнесения компаний к субъектам МСП. В частности, предлагается учитывать занятость людей в различных отраслях, сообщил ТАСС сопредседатель организации Антон Данилов-Данильян.

«Основная идея выглядит следующим образом: всерьез подумать над тем, чтобы выделить какое-то количество отраслей, где труд явно превалирует. То есть, несмотря на высокое число занятых, по доходам они все равно остаются микропредприятиями. Например, уборка помещений: у них маленькие затраты на основные средства (ведра, швабры, пылесосы и так далее), а основное — это труд уборщиков или мойщиков стекол», — пояснил собеседник агентства.

Увеличение показателя численности поможет «все разумно маленькие и разумно средние компании вовлечь в учет», хотя сейчас они вынуждены ради сохранения льгот по налогам дробиться, что невыгодно государству, сказал Данилов-Данильян.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *