Денежные выплаты детям войны в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Денежные выплаты детям войны в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

До этого речь шла о послаблениях федерального формата – перечне льгот, адресуемых абсолютно всем гражданам страны (с соответствующим статусом!). Однако уже в 2023 году на территории некоторых субъектов России действуют ряды законодательных норм, по регламентам которых дети войны могут получать различные вспомоществования. Такие правила закреплены, например, в Белгородской, Иркутской и Смоленской области, а также в Москве и Республике Удмуртия.

Законные причины отказа в услуге

Отказать комиссия в льготных назначениях может согласно следующим причинам:

  • Пенсионер будет получать меньше в данном статусе, чем в нынешнем, например, как инвалид.
  • Предоставлен на рассмотрение неполный перечень бумаг — можно в короткий срок донести недостающие документы и возобновить рассмотрение.
  • Личность заявителя не соответствует статусу (был старше необходимого возраста в военный период).
  • Заявитель получает схожие льготы на иных основаниях — от них можно отказаться и получать компенсации согласно иному статусу.

Особенности предоставления льгот детям войны

Даже в тех регионах, где предусмотрены льготы для детей войны, существует ряд правил для их предоставления, в частности:

  • преференции носят заявительный характер, то есть предоставляются только по заявлению самого льготника либо лица, представляющего его интересы на законных основаниях;
  • право на льготы подтверждается лишь после подачи соответствующего пакета документов;
  • каждый обратившийся в органы социальной защиты при наличии у него нескольких оснований для получения одной и той же формы поддержки, должен выбрать лишь одно из них. В частности, это более всего касается материальных выплат. В таком случае выбирается то основание, которое предусматривает больший размер компенсации.
  • Право на льготы не может быть передано кому-либо, кроме лица, подтвердившего наличие оснований для ее предоставления.

Регионы, принявшие локальные акты о детях войны

  • Крым и Севастополь: привилегии действовали еще в то время, когда указанные территории находились в составе Украины. Местные власти готовы обеспечивать детей войны льготами в виде ежемесячных и единовременных выплат, компенсации расходов по ЖКХ, бесплатному протезированию и медицинскому обслуживанию;
  • Вологодская и Псковская область: льготы действуют примерно в полном объеме, что и в других регионах, однако выплаты несколько меньше по сравнению с другими субъектами;
  • Новосибирская область: региональный бюджет позволяет обеспечить детей войны следующими льготами:
  1. Надбавка к пенсии;
  2. Компенсация расходов по счетам ресурсоснабжающих организаций;
  3. Бесплатная установка стационарного телефона;
  4. Пользование внутригородским транспортом на льготных условиях;
  • Иркутская/Тверская область;
  • Амурская область.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Категория детей войны

К категории детей войны относятся граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, постоянно проживавшие на территории Союза Советских Социалистических республик в годы Великой Отечественной войны. К данной категории не относятся лица, отбывавшие наказание в местах лишения свободы в этот период.

Статья 2. Государственная политика в сфере социальной защиты детей войны

Государственная политика в отношении детей войны предусматривает:

1. реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для детей войны;

2. выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе, иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации для детей войны;

3. информирование граждан посредством средств массовой информации о реальных событиях и испытаниях, выпавших на долю детей войны и о самоотверженном труде подростков в тылу в годы Великой Отечественной войны.

Статья 3. Организационные основы реализации функций органов государственной власти в сфере социальной защиты детей войны

1. Выработка и реализация государственной политики в сфере социальной защиты детей войны осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статья 4. Расходные обязательства по социальной защите и социальной поддержке детей войны

1. Меры социальной поддержки, установленные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

2. Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 -6 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

3. В дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьей 7 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Зарплатный проект для ИП: преимущества работы с банком

Статья 5. Законодательство Российской Федерации о детях войны

1. Законодательство Российской Федерации о детях войны состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 6. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, а также на постоянно проживающих на территории Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, относящихся к категории детей войны, указанных в статье 1 настоящего Федерального закона. Меры социальной поддержки иностранных граждан, относящихся к категории детей войны, указанным в статье 7 настоящего Федерального закона, временно проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации, определяются международными договорами Российской Федерации.

Глава II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ВОЙНЫ

Статья 7. Социальная поддержка детей войны

1. Социальная поддержка детей войны предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) право на получение ежемесячной денежной выплаты;

2) бесплатный проезд всеми видами городского транспорта, на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и на автобусах пригородных маршрутов в пределах области по месту жительства;

3) ежегодная диспансеризация в медицинских учреждениях субъекта РФ;

4) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;

5) внеочередная установка квартирного телефона;

6) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому.

2. При наличии у данной категории лиц права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору лица данной категории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Меры социальной поддержки детей войны

• Ежемесячная денежная выплата детям войны устанавливается в размере 1000 рублей.

• Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по настоящему закону и по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах», или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , Федеральным законом от 10 января 2002 года «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по федеральному закону «О ветеранах» или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

3. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года, исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.

4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

5. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере труда и социальной защиты.

6. Финансовое обеспечение расходов, предусмотренных пунктом 1 статьи 8, осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

3. Меры социальной поддержки, предусмотренные подпунктами 2 — 6 пункта 1 статьи 7, настоящего Федерального закона устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций для финансирования мер социальной поддержки детей войны, установленных в пункте 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Виды льгот и помощи детям войны

Законопроект о преференциях для детей войны рассматривается властями с 1 января 2006 года, но до сих пор не утвержден и не подписан президентом. Однако его утвердили в некоторых районах России, где с этого времени участники войны пользуются положенными им преференциями.

В стране вопросы соцльгот для детей войны изложены в законопроектах 1027136-6, 1050228-6, 4029-7, 4047-7 и 427810-4. Все эти документы, по сути, почти идентичны, в них говорится о статусе детей войны или о льготах. Законопроекты рассмотрены спикерами парламента и внесены на рассмотрение в Думу. Но ни один не утвержден, хотя каждый год депутаты пересматривают их, добавляют или исключают какие-то пункты.

В регионах помощь детям войны оказывают в самых разных областях: начиная с бесплатного проезда и заканчивая протезированием зубов. О том, что можно получить надбавки и скидки, граждан должны известить работники социальных служб.

Однако действующие в регионе коммерческие компании могут по своей инициативе ввести преференции для таких людей. Например, службы коммунального хозяйства снижают цену на газ или воду.

В числе материальной помощи:

  • единовременные или ежегодные надбавки к пенсиям;
  • скидки на оплату ЖКУ (от 30 до 50 процентов);
  • бесплатные лекарства (везде список разный);
  • бесплатное (или льготное) передвижение в муниципальном транспорте;
  • обслуживание в поликлиниках и госструктурах вне очереди;
  • лечение в здравницах за счет государства;
  • отсутствие платы за капитальный ремонт.

Какие выплаты и льготы полагаются детям войны

Как мы уже выяснили, меры социальной поддержки для детей войны в России устанавливаются исключительно на уровне отдельных регионов – но при этом таких регионов достаточно много (порядка 20).

И первое, что полагается детям войны – это ежемесячная денежная выплата. В некоторых регионах ее может не быть – там есть только разовые выплаты по факту установления категории и ежегодные выплаты ко Дню Победы. Мы собрали данные по таким регионам:

  • Москва – ежемесячная выплата составляет 1 643 рубля, в этом году ее проиндексировали на 3,7%;
  • Санкт-Петербург – ежемесячная выплата составляет 1 500 рублей, однако ее размер не пересматривался уже больше 5 лет;
  • Иркутская область – ежемесячная выплата в размере 519 рублей;
  • Псковская область – ежемесячная выплата в размере 380 рублей (если у льготника есть минимум 35/40 лет стажа для мужчин и женщин соответственно);
  • Бурятия – ежемесячная выплата в размере 500 рублей;
  • Приморский край – детям войны каждый месяц перечисляют на транспортные карты их фактические расходы на проезд, но не более 300 рублей;
  • Якутия – ежемесячная выплата в размере 1 000 рублей;
  • ЯНАО – выплата в размере 1 125 рублей в месяц.

В некоторых регионах детям войны вообще не предусмотрены никакие выплаты – хотя эта категория выделяется местным законодательством (пример – Смоленская область). Кое-где выплаты есть только ко Дню Победы (но они нерегулярны – каждый раз выплачиваются по решению местных властей), а во многих регионах нет даже закона, который бы определял эту льготную категорию.

На какие льготы могут рассчитывать дети войны

Ответ на вопрос том, какие льготы положены детям войны в России, стоит разделить на 2 части:

  • какие льготы детям войны в России предоставляют регионы;
  • какие льготы детям войны может дать федеральный закон, если соответствующий законопроект будет принят.

Начать стоит с возможной федеральной поддержки. Законопроект предусматривает:

  • дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению в размере 1000 рублей. Закон предусматривает ежегодную индексацию размера пособия.
  • бесплатное пользование общественным городским транспортом, а так же иными видами транспорта по направлению к месту проживания;
  • бесплатное ежегодное полное обследование в учреждениях региональной системы здравоохранения;
  • преимущественное право на вступление в кооперативы всех видов, а также товарищества и некоммерческие объединения;
  • установка домашнего телефона без очереди;
  • приоритетное устройство в социальные учреждения для инвалидов и престарелых, оставшихся без попечения родных, а так же на социальное обслуживание на дому.

Перечень льгот для данной категории граждан, установленные на Федеральном уровне

Как было указано выше, законодательные акты Федерального уровня по таким гражданам еще не приняты, но исходя из их проектов, на которые ориентируются региональные власти, в них установлен определенный перечень льгот и компенсаций, которые положены таким гражданам.

Денежная надбавка к существующей пенсии. К сожалению, ее размер и периодичность не установлены, но в регионах применяются постоянные и временные выплаты. Постоянные финансовые компенсации выражаются в определенной фиксированной денежной сумме, обычно это 1500 рублей, которая доплачивается к основной пенсии. Такая надбавка подлежит постоянной индексации, поэтому с каждым годом становится больше. Временные доплаты, это единоразовая помощь, которая выплачивается к празднику – Дню Победы, или к другим торжественным датам.

Расчет льготы, если положены разные субсидии

Проект закона, предусматривающий предоставление льгот «детям войны», содержит те из них, на которые могут рассчитывать и граждане, относящиеся к другим льготным категориям. В данном случае лицо не может получать две преференции одновременно, то есть они не суммируются. В законопроекте прямо указано, что в этом случае гражданин имеет право выбора относительно того, какого типа льготой воспользоваться.

Аналогичная норма имеется и в большинстве региональных нормативно-правовых актов, которые действуют на данный момент.

Несмотря на то, что первоначальный проект закона о «детях войны» был впервые представлен на рассмотрение депутатам Государственной Думы еще в 2014 году, до сих пор на федеральном уровне данная категория льготников не выделена. Соответствующий статус присваивается лишь в некоторых регионах на основании местных нормативных актов. Перечень льгот для региональных льготников сильно разнится в зависимости от проживания в конкретном субъекте федерации.

В Башкирии «Дети войны» получат единовременную выплату

Глава Башкортостана Радий Хабиров подписал Указ, в соответствии с которым «Дети войны» в августе-сентябре получат единовременную выплату в размере 1000 рублей. В эту категорию входят граждане Российской Федерации, родившиеся в период с 22 июня 1927 года по 3 сентября 1945 года и постоянно проживающие на территории республики.

Напомним, что в марте депутаты фракции «Единая Россия» Госсобрания Башкирии стали инициаторами разработки закона «О детях войны в Республике Башкортостан».

25 марта текущего года был принят Закон Республики Башкортостан «О детях войны», который утверждает меры социальной поддержки для жителей республики, которые вошли в эту категорию.

«Сумма материальной помощи пока небольшая. Мы начинаем с этого шага, хотя и он для нас сложный в непростой экономической ситуации, связанной с пандемией коронавируса. Но ждать уже нельзя. Как только экономика Башкортостана вновь встанет на рельсы развития, мы сможем увеличить размер выплат», – говорил Радий Хабиров в марте текущего года, когда встречался с активом партии «Единая Россия».

«Наша общая благодарность тем, кто пережил войну и детьми начинали работать во имя Великой Победы, а затем восстанавливали страну в послевоенное время, безмерна. Сейчас они уже в пожилом возрасте и нуждаются в нашей особой поддержке. Разумеется, наш долг перед детьми войны велик, и любых мер поддержки будет недостаточно, чтобы выразить нашу признательность. Во время общения с ними они почти все в один голос говорят, что им важно было получить статус «дети войны» и не все измеряется деньгами или какими то льготами», — прокомментировала заместитель председателя Госсобрания республики Эльвира Аиткулова.

«Самое главное — это было официальное признание с выдачей соответствующего удостоверения, о чем обращались сами ветераны, претендующие на звание «Дети войны». Спасибо Радию Фаритовичу за его активную позицию в этом вопросе и внимание к ветеранам. Несмотря на то, что сегодня еще экономика не полностью восстановилась после пандемийного года и бюджет республики несет большие нагрузки по социальной сфере, Глава республики нашел возможность и дал поручение правительству произвести единовременные выплаты. Кому-то покажется, что эта сумма небольшая, но сегодня дорого внимание к нашим уже пожилым ветеранам — детям, выросшим в военную пору и совершившим трудовой подвиг послевоенного восстановления», — отметил Валерий Шарипов.

«Лучше поздно, чем никогда. Конечно, история немного запоздала, но мы, я и мои ровесники. благодарны. Нам дорого внимание руководства республики и признание наших заслуг перед Родиной. Нам был важен статус, а не только выплаты и льготы. Но льготами, конечно, непременно воспользуемся, сейчас ждем, когда поступят, например, предложения по санаторно-курортному лечению. Понимаю, что все сразу не делаешь, у бюджета республики много социальных расходов, да еще эта болезнь сколько вреда принесла», — высказал свое мнение Анатолий Иванович Филиппов.

Особый статус «Дети войны» в Башкортостане установлен гражданам, родившимся в период с 22 июня 1927 года по 3 сентября 1945 года и постоянно проживающим на территории республики. Те, кто родился во время Великой Отечественной войны и кому на момент ее начала не исполнилось 14 лет, могут претендовать на получение этого статуса.

Читайте также:  Можно ли вернуть в магазин обои

Согласно закону, дети войны на основании удостоверения имеют право на внеочередное оказание медицинской помощи и внеочередное оформление путевки для устройства в организации стационарного социального обслуживания, находящиеся в ведении Республики Башкортостан, в том числе для временного проживания.

Новые льготы и доплаты с 1 января 2022 года. Кому и сколько положено?

Группа граждан, относящихся к «детям войны» проживают больше чем в 15 регионах РФ. Для регистрации льгот нужно подойти в органы соц. защиты по месту проживания.

К примеру, в Москве и Московской области не существует законодательных норм регулирующих льготы для «детей войны». Но, вне зависимости от этого, местное управление старается следовать федеральным инициативам в этом направлении любым образом. Так же дума Москвы внесла предложение уровнять детей войны и тружеников тыла.

Иные же регионы дают право на получение льгот на иных условиях. Одни области могут дать категорию ребенка ВОВ, только на основании рождения в годы ВОВ, другие же если есть условие в виде гибели кого-либо из родителей в период войны.

Поскольку органы регионального значения ограничены в полномочиях, пенсионные надбавки «детям войны» весьма скромные. Обычно надбавки к пенсионным выплатам не превышают 1000 рублей. Даже при приложенных чиновниками усилиях этот финансовый показатель не поднимется.

Необходимо вмешательство государственного уровня, чтобы оказать «детям войны» посильную финансовую поддержку. Ведь именно эти люди так много сделали для восстановления страны в послевоенное время.

Во время Великой Отечественной войны Советский союз сильно пострадал от прошедших боевых действий. В качестве компенсации людям дали различные льготы, зависящие от статуса. Одной из категорий граждан, получающих поддержку в связи с ВОВ, являются дети войны.

Первоначально следует разобраться с определением. В РФ детьми войны называют людей, родившихся во время ВОВ или же раньше, но по своему возрасту не принимавших участия в развернувшихся боевых действиях. Сейчас их поддержка находится в несколько подвешенном состоянии, это относится и к пенсионным доплатам.

Размер социальной пенсии — таблица

Для каждой из категорий получателей соцпенсии определены свои фиксированные размеры выплат. Именно эти суммы и индексируют ежегодно с 1 апреля. Каким будет размер социальной пенсии в 2023 году, и на сколько увеличится выплата в результате запланированной индексации на 3,3% — представлено в следующей таблице:

Размер социальной пенсии в 2023 годув период с 1 января по 31 марта 2023с 1 апреля 2023 (с индексацией на 3,3%)

пенсионерам по старости
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 1 группы с детства, детям-инвалидам
16619,39 17167,83 (прибавка 548,44 руб.)
инвалидам 1 группы, 2 группы с детства
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)
инвалидам 2 группы
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
инвалидам 3 группы
5886,14 6080,38 (прибавка 194,24 руб.)
детям по случаю потери кормильца
6924,83 7153,35 (прибавка 228,52 руб.)
детям по случаю потери обоих кормильцев либо одинокой мамы
13849,69 14306,73 (прибавка 457,04 руб.)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *